Россия удивляет мир, а Петербург – Россию

К своему 305-летию Петербург достиг экономического благополучия не только по российским, но и по европейским меркам

Последние три-четыре года Россия удивляет весь мир темпами роста своей экономики (причем цены на нефть здесь абсолютно ни при чем – лидером является машиностроение), неслыханным потребительским бумом – и ростом цен. А Петербург по всем этим показателям удивляет Россию. В городе на Неве и производство растет опережающими всю страну темпами, и зарплаты, и жилье дорожает так, что европейцы руками разводят: откуда у русских столько денег?Петербург, правда, все еще не может догнать «по деньгам» Москву, но если благосостояние столицы зиждется на шатком фундаменте банковско-торгового сектора, то в северной столице оно строится на незыблемой платформе промышленного производства. Петербуржцы – сами авторы своего благосостояния и могут по праву этим гордиться.До европейских зарплат осталось 5–7 летСредняя зарплата в Петербурге сегодня – 19 тысяч рублей (а в минувшем декабре с учетом праздничных премий она подскочила до 30 тысяч). По сравнению с зарплатами в Лондоне или Берлине – не ахти что, зато растет она такими темпами, что англичанам и немцам остается только завидовать. За прошлый год – плюс 27 процентов, за несколько месяцев нынешнего – еще 10 процентов. При таком росте Петербург догонит Западную Европу лет через пять-семь.К тому же у них прогрессивный налог на доходы, и средний европеец со своих 2–4 тысяч евро в месяц от 20 до 40 процентов отдает государству. А у нас отнимают всего 13 процентов. Ну а главное, у нас деньги зарабатывать если не легче (трудиться нужно везде), то проще: выбор рабочих мест просто огромный. Потому что Петербург уже в течение трех лет – инвестиционная столица России.Кому в Петербурге жить хорошоПо данным журнала «Финанс»,  из 500 легальных богатеев России 28 живут или имеют основной бизнес в Санкт-Петербурге. Стать миллиардером в нашем городе проще всего в торговле, банковской сфере, а также строительстве и девелоперском бизнесе. Среди невских миллиардеров пальму первенства (она обеспечивает 39-й номер в федеральном списке) уже который год держит Андрей Рогачев, основатель сети «Пятерочка». Впрочем, сейчас эта сеть является частью торговой империи Х5. Состояние г-на Рогачева стремительно растет. В  начале 2005 года оно оценивалось всего в какие-то 1,15 миллиарда долларов, а в свежем  рейтинге у него уже 4,35 миллиарда долларов,  за три года оно выросло почти в четыре раза. Другой настоящий – долларовый – миллиардер Александр Виноградов из банка «КИТ Финанс» имеет 1,3 миллиарда долларов и 81-е место в федеральном списке.Все прочие петербургские «официальные»  миллиардеры лишь в рублевом исчислении, а в долларовом – простые мультимиллионеры. В списке есть несколько семей, а также холдинги и фирмы, поставляющие в список самых богатых целые группы партнеров. Среди последних «Адамант» и «Теорема» (обе компании занимаются созданием деловой недвижимости), торговые сети Х5, «О’Кей». Всемирный бизнес в гости к намТовары и услуги, которые производит Петербург, в совокупности именуются валовым региональным продуктом – ВРП. Чем лучше мы работаем, тем быстрее этот ВРП прирастает. В прошлом году он увеличился на 9,7 процента (в целом по России на 6,3). А за период с 2000 по 2007 год он удвоился. И сейчас составляет 1 триллион 98 миллиардов рублей (240 тысяч рублей  на каждого жителя).Кого же благодарить за такой рост? Когда-то Петербург хотели превратить в город банков и туризма, но он остается научно-промышленным центром. За прошлый год приняты в эксплуатацию свыше  120 новых производственных мощностей и объектов:  первая очередь завода по производству автомобилей  «Тойота», завод по производству холодильников компании «Бош-Сименс», завод по производству строительных смесей  «Крепс», производственные «Балтимор-Нева», «Первомайская заря», «КНАУФ Гипс». На территории  Ижорских заводов строится новая печь стали – одна из самых современных в Европе.  «Невский завод» строит новые корпуса  для компрессорного производства. Наш город выбрали пять мировых производителей автомобилей: «Тойота», «Дженерал Моторз», «Ниссан», «Хендай», «Сузуки». Металл для них будет давать новый завод Магнитогорского металлургического комбината, который тоже начал строиться в нашем городе. Компания «Фоксконн» заложила завод по производству компьютерной техники и другой электроники.  Объем только иностранных инвестиций за прошлый год составил 6,3 миллиарда долларов США.Москва верит деламФинансисты из федерального правительства, как известно, любят деньги с регионов собирать, но не любят раздавать. Петербург в этом плане исключение. Ему доверяют не только иностранные и российские инвесторы, но и федеральные чиновники. Поэтому в прошлом году  по  адресной инвестиционной программе городу было выделено 60 миллиардов рублей, которые пошли на кольцевую автомобильную дорогу, достройку защитных сооружений от наводнений, строительство морского пассажирского терминала.Не жилья мало, а покупателей многоВ прошлом году  в Петербурге построено больше 2,6  миллиона квадратных метров жилья (на 11 процентов больше уровня 2006 года). Это тоже пока еще «не Европа» – по меркам развитых стран для полного удовлетворения жилищных потребностей граждан нужно строить по 1 квадратному метру на человека в год. У нас же – чуть больше полуметра. Впрочем, все больше горожан предпочитают новые квартиры и дома покупать поближе к природе – за городом, так что реальный показатель где-то в районе 0,7 метра на человека в год.Но в чем мы «круче Европы», так это в области спроса на жилье. Оно у нас дорожает невероятными темпами. Но все без остатка раскупается. Причем если в Европе лишь одна треть семей может себе позволить быть собственниками своих квартир или домов (две трети – простые арендаторы), то у нас сразу покупают в собственность и без рассрочек на 30 лет (ипотечными кредитами пользуется лишь 10 процентов покупателей).    Ну а городские власти стараются обеспечить новые кварталы социалкой, за год построено 4 детских дошкольных учреждения, 3 общеобразовательные школы, 2 поликлиники для детей и взрослых, построено 47 пришкольных стадионов, 3 многофункциональных спортивных комплекса, 3 дома социального обеспечения. Дорожники стали мультимиллиардерамиВ 2008 году бюджет городского комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) увеличится на 20 процентов по сравнению с прошлым сезоном и составит рекордные 40 миллиардов рублей, а с учетом федеральной «добавки» (точный размер ее пока не известен) – около 50 миллиардов. Такому финансированию одного отраслевого комитета Санкт-Петербурга позавидуют сводные бюджеты многих областей России.В 2007 году площадь проезжей части  в Петербурге увеличилась сразу на миллион квадратных метров. В цифрах это звучит внушительно, а в процентах – не очень: всего 2 процента от общего размера улично-дорожной сети, которая составляет 53 миллиона квадратных метров.Валентина Матвиенко поставила задачу – к 2011 году привести в нормативное состояние все дороги и тротуары Петербурга. Для этого необходимо провести текущий ремонт 240 объектов отрасли. К весне текущего года только 28 процентов городских дорог признаны нуждающимися в ремонте, а еще год назад этот показатель составлял 39 процентов.Адресные программы новых строек  будут верстаться, исходя из приоритетов «Концепции совершенствования и развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2010 года с прогнозом до 2015 года».Она потребует  огромных финансовых и трудовых ресурсов. В течение 2008–2015 годов протяженность городских дорог должна увеличиться сразу на 340 километров – с 3105 до 3445 километров, причем на 89 километров протянутся магистрали скоростного и на 41 километр – непрерывного движения. Например, такой трассой без светофоров и наземных пешеходных переходов в 2015 году должна стать проезжая часть набережных правого берега Невы и ее притоков от предместий Лахты до вантовых мостов в Обухово.К 2015 году в Петербурге будут построены сразу 75 новых транспортных развязок, что в два раза больше их нынешнего количества,  6 разводных мостов через Неву, 46 внеуличных пешеходных переходов и много других объектов дорожной инфраструктуры.Цена программы впечатляет: 647 миллиардов рублей, или три годовых бюджета Петербурга образца 2007 года в его доходной части. Большую часть этого финансового бремени – 540 миллиардов рублей – возьмет на себя городской бюджет, а 107 миллиардов   добавит федеральная казна. В ближайшие 8 лет приоритетными станут не локальные дорожные объекты, которые можно построить и отремонтировать за один сезон, а «долгоиграющие» и технически сложные стройки.Председатель КБДХ надеется, что эти гигантские затраты окупятся уже через 14 лет. «Доходы городского бюджета в ближайшие после наступления срока окупаемости 20 лет превысят 200 миллиардов рублей», – пообещал Олег Виролайнен.Ключевая роль в «отбивке» астрономических затрат принадлежит частному бизнесу и платным трассам, которые будут строиться и эксплуатироваться по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Такими магистралями  станут не только Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель, плату за проезд на которых в течение 30 лет будут взимать концессионеры, которые определятся в 2008 году. В ближайшие годы изменится привычный, классический  образ многих новых переправ через Большую Неву и ее притоки. Они станут вантовыми и неразводными, а движение по мостам будет круглосуточным. К вантовым мостам-близнецам на юго-востоке кольцевой автодороги уже в 2008 году прибавятся такие же близнецы через Охту, неподалеку от Шафировской развязки восточного полукольца КАД. А в 2009–2010 годах в вантовый строй должны встать Лазаревский мост через Малую Невку и новая переправа между Васильевским островом и Петроградской стороной в створе острова Серный.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.