Петренко довел Германа до слез
В Сочи открылся ХIХ кинофестиваль «Кинотавр»
В этот раз «звездная» – синяя под цвет моря – дорожка собрала гостей и артистов самого разного калибра, от мэтров до дебютантов. Причем и первых, и вторых наблюдалось примерно поровну. Маститые режиссеры – Петр Тодоровский или Сергей Соловьев – приехали представлять свои картины в рамках внеконкурсных показов («Риорита») или юбилеев фильмов (20-летие «Ассы»). А почти половина фильмов конкурсной программы – дебюты. И эта особенность нынешнего, предъюбилейного, главного российского киносмотра – явная гордость его организаторов. Об этом, как всегда эмоционально, говорил со сцены Зимнего театра идеолог и председатель попечительского совета фестиваля Александр Роднянский. Церемония была лаконичной. Чем мне запомнилось открытие? Слезами на глазах патриарха питерской киношколы Алексея Германа-старшего, когда один из его любимых актеров Алексей Петренко вручал ему почетное кинотавровское «солнышко» «За вклад в кинематограф» (от награды Герман дважды отказывался, о чем сам и сказал на церемонии).– Я ничего бы не сделал без моей Светланы, – добавил Герман, и камеры тут же выхватили в зале взволнованное лицо бессменной спутницы жизни режиссера, его соратницы Светланы Кармалиты. Думается, во многом благодаря ее поддержке он смог последние 10 лет отдать тяжелейшим съемкам фильма «Трудно быть богом», к озвучанию которого он приступил и потому сумел вырваться на несколько дней в Сочи. Ведущая вечера, симпатичная актриса «Ленкома» Олеся Железняк призналась затем, что до смерти будет помнить этот миг – как она стояла на сцене рядом с таким человеком, как Герман-старший…Но это был не последний момент триумфа питерцев в Сочи. После церемонии открытия был показан фильм Александра Прошкина «Живи и помни» по мотивам одноименной повести Валентина Распутина. Как рассказал нашему корреспонденту продюсер картины Юрий Мороз, классик советской деревенской прозы отдал права на экранизацию кинокомпании «Централ партнершип» с одним условием – что Настеной будет актриса Даша Мороз, которая играет эту роль в МХТ в течение двух лет. Фильм Прошкина, петербуржца по рождению, образованию и духу, потряс аудиторию. Налицо был резкий контраст между предшествовавшей ему солнечно-звездной мишурой на синей дорожке и суровой, грубой, очень профессионально показанной правдой жизни. Англичанин Джетро Скиннер (ему еще предстоит показаться публике в главной роли в конкурсном фильме Оксаны Бычковой «Плюс один»), впервые попавший на российский кинофестиваль, от картины был в шоке. Я – тоже. Это вам не стебный столичный комикс «Наша Раша». Это настоящая, непридуманная Россия, которая уходит под воду, как Атлантида, вместе с главной героиней картины.– Мне был важен не сюжет, который многим известен, а интонация, – сказал, представляя фильм, режиссер. – Я принял решение снимать эту картину после того, как проехал по деревням, которые погибают. Сегодня мы – равнодушные свидетели исчезновения старой русской деревни с ее привычками, традициями, укладом. Но если Россия потеряет деревни, то потеряет и стержень нации. «Живи и помни» – картина об исчезновении людей, генетически связанных с землей.Женщины в прошкинском фильме, действие которого происходит под конец войны, ковали победу в тылу – валили лес и ждали солдат с фронта. Думается, пока живы такие люди и мы о них помним и смотрим о них фильмы, Россия не уйдет под воду. По крайней мере новое российское кино дает надежду так думать. А «Кинотавр» тем временем набирает обороты – нас ждут новые киногерои нашего времени.