Техника небезопасности
По предварительной версии, причиной взрыва на сухогрузе в Балтийске стали массовые нарушения элементарных правил
В Балтийске на 33-м судоремонтном заводе уже четвертый день ищут погибших при взрыве на сухогрузе «Енисей». Общее количество пострадавших – 13 человек. Троих раненых доставили в лечебные учреждения сразу же после ЧП. Десять человек числятся без вести пропавшими. Сейчас специалисты различных ведомств задаются одним и тем же вопросом: что же все-таки произошло?Судно «Енисей» уже больше недели стояло на плановом ремонте в плавучем доке судоремонтного завода, занесенного в реестр ВМФ. На сухогрузе демонтировали противопожарную систему, но «Енисей», как того требует инструкция, подключен к противопожарной системе дока. – Сама подготовка к докованию велась с грубым нарушением норм безопасности, – сообщил корреспонденту «НВ» бывший начальник СРЗ, а ныне военный пенсионер Сергей Крестников. – Руководящие документы запрещают постановку судна в док с топливом на борту. Такое возможно только в исключительных случаях. Однако и администрация завода, и капитан сухогруза проигнорировали это требование безопасности. Именно 5 июня начались работы по демонтажу оборудования в кормовом машинном отделении. В перечне планируемых работ – зачистка горловины топливной цистерны. Сейчас администрация завода утверждает, что никаких сварочных работ на сухогрузе не велось. Но тогда откуда на «Енисее» появилось восемь баллонов с ацетиленом и кислородом, взрыв которых во время пожара удалось предотвратить спасателям? Газовое оборудование, кстати, на любом оборонном заводе по сей день закрепляется за конкретным специалистом. Трудно предположить, что газосварку доставили загодя. Во-первых, на док и на борт судна ее мог поднять только крановщик по личному распоряжению докмейстера или докового строителя. Во-вторых, среди погибших в огне два работника завода были сварщиками высокой квалификации. Вот хроника случившегося в тот день на судне.13.47. Над доком взмывает огненный столб, сопровождаемый мощным оглушительным хлопком. Вот что говорит о пережитом чудом спасшийся из огненного ада рабочий завода Александр Дмитриенко: – Я за три минуты до того поднялся из машинного отделения и нырнул в шкиперскую, чтобы задать вопрос старпому. Вдруг грохот и жар. Дикий жар. Сначала паника – куда бежать, пламя везде. За борт на стапель-палубу дока прыгать высоко. Но потом обнаружилась лазейка. И вот туда мы – нас трое было, старший помощник, еще матрос – и выбрались.Уже все понимают: пришла беда. Однако на заводе вместо вразумительного сигнала во все возможные инстанции при помощи трех брандспойтов пытаются потушить пылающее судно. Через некоторое время атакованное журналистами командование флота сообщает, что действительно «на ПД-33 имело место незначительное возгорание, которое уже локализовано». Жертв и пострадавших нет.14.01 сигнал о пожаре поступает на пульт единой диспетчерской службы МЧС. На место выдвигаются 8 подразделений из других городов области. На место происшествия спешат три пожарных буксира Балтийского флота. На «скорой» в госпиталь БФ увозят троих раненых. В 14.10 на «Енисей» прибыла пожарная команда БФ. На эту минуту площадь пожара составила 500 квадратных метров. Горит вылившееся из двух дополнительных баков топливо. Температура на судне – более 1000 градусов. 14.30. На место прибывает первое подразделение МЧС. В бой вступает газодымозащитная служба. Звено обследует все помещения контейнеровоза, но живых людей не находит. Пожарные начинают охлаждать судно. С «Енисея» выносят несколько ацетиленовых баллонов, которые могли в любой момент взорваться. На месте происшествия создается штаб, который возглавляет заместитель командующего БФ Василий Апанович. 16.50. На частично отвоеванной у огня территории спасатели находят первые три трупа. Выясняется, что в кормовом отделении на момент взрыва находилось не менее 10 человек.17.15. Становится очевидным, выживших на судне больше нет. Пожарные ликвидируют открытое горение в машинном отделении, используя лафетный ствол – наиболее эффективный способ, чтобы погасить пламя и охладить металл.19.10. Пожарные начинают подавать на судно пену. Заливают и машинное отделение. Но переборки раскурочены взрывом, через бреши пена выливается. Пожарные закрывают эти щели в буквальном смысле своими телами. В 20.25 пожар полностью ликвидирован. Тушили судно более 6 часов.– Мы рассматриваем три момента, хотя основа всего – грубейшее нарушение техники безопасности и полная безответственность, – сообщил журналистам первые выводы расследования главком ВМФ Владимир Высоцкий. – Произошел взрыв паров топлива либо из-за курения, либо где-то были оголенные провода. А может, кто-то решил ускориться и на свой страх и риск провести сварочные работы без должного противопожарного обеспечения.Эту же версию подтверждают и специалисты. – Катастрофа произошла вследствие комплексного нарушения мер безопасности, – рассказал «НВ» бывший начальник управления судоремонтных заводов ВМФ контр-адмирал Валерий Федоров.По мнению экспертов, в тот день на «Енисее» действительно проводились сварочные работы. Для того чтобы вскрыть люк топливной цистерны, возможно, было решено разогреть «закисшие» болты. Незадолго до этого из танка откачали топливо, но в емкости остались концентрированные углеводородные пары. Газ при нагреве взорвался, и выплеснувшиеся из соседней цистерны четыре тонны соляры вспыхнули в одно мгновение.В день трагедии по факту Следственным комитетом при областной прокуратуре было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека». Сейчас вместе со спасателями следственная бригада уже четвертые сутки ищет на пепелище останки погибших, изуродованные до неузнаваемости огнем и взрывом. – Страшно представить ужас, когда люди будут опознавать и хоронить близких, – рассказывает председатель заводского профкома Тамара Миргородская. – Но еще страшнее – состояние родных, если вдруг тела вообще не будут найдены. Конечно, всему виной менталитет, когда здоровье людей вторично, а деньги – первичны. Ведь сейчас по сравнению с советским периодом уровень техники безопасности на производстве чрезвычайно низок. Семьям погибших в ближайшее время будет оказана помощь. Материальную поддержку вызвались оказать региональные власти, руководство ВМФ, калининградские бизнесмены и компания-судовладелец, которой принадлежит сухогруз «Енисей». На каждую семью, потерявшую кормильца, в общем придется порядка 40 тысяч долларов. Но вряд ли даже эта внушительная сумма сможет смягчить боль утраты потерявшим своих мужей, отцов и детей.