Машина для «чайника»
Чем рискуют покупатели, приобретая автомобиль от «официального дилера»
Сегодня у покупателя машины больше шансов быть обманутым в автомагазине, чем при покупке авто с рук у первого встречного. И хотя методы некоторых «официальных дилеров» – чистейшее мошенничество, в Следственном комитете не возбуждено ни одного уголовного дела по данному профилю. Как поясняют эксперты, это вполне объяснимо: во-первых, афера грамотно обставляется с точки зрения документации, во-вторых, потерпевшие боятся, что в назидание им спалят или угонят машину.Когда маркетолог Игорь собирался покупать новую «семерку», он уже был наслышан о «сером» бизнесе автосалонов – астрономических тарифах за установку дополнительного оборудования. В автосалоне с ним поначалу разговаривали как с чрезвычайно важным клиентом, но расценок за дополнительное оборудование якобы никто не знал.– Когда я выбрал машину, от меня сразу потребовали подписать договор купли-продажи – якобы для того, чтобы начать предпродажную подготовку, – рассказывает Игорь. – Я несколько раз повторил, что рассчитываю не более чем на 180 тысяч. Сотрудник сделал вид, будто что-то посчитал, и сказал, что может выйти чуть дороже. Через несколько часов ожидания в кафе мне предъявили окончательный счет на… 267 тысяч! Я возмутился и потребовал расторжения договора, но мне ответили, что поздно. Я понял, что «попал»: за расторжение договора я должен им треть стоимости машины, а если не расплачиваюсь на месте, то включается «счетчик» – 3 процента в день от итоговой цены. То есть через месяц с небольшим я буду должен им новый автомобиль! Конечно, сотрудники автосалона не были заинтересованы привести Игоря к разорению. Ему предложили не только за час договориться о кредите в «своем» банке, но и даже оформить фиктивную справку, будто он является сотрудником автосалона. Ну и как свидетельство особого расположения – сделать «скидку» в 19 тысяч рублей – с накрученной цены. Действительно, кредит на 70 тысяч оформили очень быстро, только вместо заявленных 18 процентов годовых реально получилось 45 процентов. И ветеран советского автопрома обошелся Игорю почти в 300 тысяч рублей, то есть по цене трехлетнего «Ниссана».Подобных рассказов пруд пруди на сайтах автомобилистов. Установка допоборудования – это золотая корова, которую каждый доит своим специфическим образом. Например, распространен откровенно мошеннический способ, при котором клиенту на подпись дается еще несколько бумаг помимо основного договора. В частности, салон готов взять на себя хлопоты по оформлению машины в ГИБДД, а это значит, что нужны доверенность, разрешение на отсутствие самого владельца. Вместе с ними подсовывается «левая» бумага, на следующий день превращающаяся в еще один лист договора купли-продажи! И под поставленный вами автограф вписываются защита картера, замок бензобака и многое другое по ценам в пять раз выше среднегородских. И это помимо уже оговоренных с покупателем «наворотов» вроде новейшей сигнализации и системы спутникового слежения. В магазине через дорогу все это обошлось бы дешевле, но клиент идет на расходы, когда ему обещают длительное гарантийное обслуживание в салоне или КАСКО в подарок.…Цена автомобиля может возрасти и без допоборудования, если модель дефицитная. В договор вносится пункт, что машина будет предоставлена покупателю «по факту доставки в салон и по мере продвижения очереди», то есть неизвестно когда. Также оговаривается, что цена ее за это время может возрасти. И далеко не на средний уровень инфляции в стране, а насколько заблагорассудится хозяину салона. Обычно за два-три месяца машина уровня Kia Seed дорожает на 3 тысячи долларов, хотя среднегородские цены на автомобили за это время растут гораздо медленнее. По рассказам сотрудников автосалонов, дефицит, например, марки Honda Civic создается искусственно, а машины в большом количестве «отстаиваются» в охраняемых ангарах. С наценкой ее могут продать без всякой очереди – в том же салоне об этом несложно договориться с сотрудником.Кстати, у сотрудников тоже свои мелкие гешефты. Например, если заметят, что вам очень нравится ваша будущая машина, в последний момент вам скажут, что на этот автомобиль уже оставлен заказ. Правда, можно «договориться» с первым покупателем за 15 тысяч рублей. Или другой вариант: посидели вы в машине с мощной современной магнитолой и шинами Pirelli. Но после покупки вы находите в салоне доисторический кассетник, а на колесах – лысую ярославскую резину. Правильно: на радостях вы не заметили, что в договоре купли-продажи нет ни слова о требуемой вами комплектации автомобиля. Вам могут всучить машину без зеркал заднего вида. И предложить их тут же втридорога, поскольку уехать на машине без зеркал из салона вы не можете. Или требовать установить магнитолу именно в их салоне, потому что ее установка в другом месте якобы лишает вас гарантии на все электрооборудование. Не верьте, в этом случае Закон о защите прав потребителей полностью на вашей стороне.