Ирма Ниорадзе: «Живу одним днем»

Прима Мариинского театра жалеет, что не научилась играть на гитаре и не может покататься на лыжах

Завтра в Александринском театре состоится бенефис Ирмы Ниорадзе. На суд публики будут представлены два одноактных балета хореографа Михаила Фокина – «Тамар» (композитор Милий Балакирев) и «Шахеразада» (Николай Римский-Корсаков). Партнерами бенефициантки выступят Илья Кузнецов и Николай Цискаридзе.С разговора о предстоящем бенефисе и началась беседа корреспондента «НВ» с балериной.– Ирма, это правда, что изначально вы планировали подарить поклонникам свой творческий вечер в преддверии 8 Марта?– Это действительно так. Я давно мечтала сделать творческий подарок любимому городу, который представляю прекрасной женщиной и называю красавицей или королевой. Я и программу назвала «Жизнь для тебя и жизнь ради танца». К сожаленью, выступить с ней в марте не получилось. Но лучше поздно, чем никогда. Хотя и сейчас то время, когда ощущается запах весны. – С вами сотрудничал великий хореограф Вахтанг Чабукиани, сейчас  сотрудничают  Андрис Лиепа, Юриус Сморигинас… – Я благодарна судьбе за то, что она посылает мне интересных и талантливых людей. Я горда тем, что успела поучиться у Вахтанга Чабукиани. Хотя он являлся мастером мужского танца, но при этом был пронзителен и в женском. Именно он научил меня, как нужно держать руки, танцуя партию Умирающего лебедя. До сих пор танцую его «Баядерку».– Вам и в дальнейшем везло на учителей и партнеров…– Я вообще богата своими педагогами. Очень благодарна Наталье Золотовой, которая в 1990 году готовила меня к Международному конкурсу артистов балета. Помню, как на последнем туре она из-за кулис пыталась меня поддержать. Танцуя, слышала ее возглас: «Держи руки!» Такая поддержка на том сложном этапе была необходима. На этом конкурсе из всех советских артистов только я стала лауреатом. Я также обязана  Людмиле Сафроновой, Ольге Моисеевой,  Нинель Кургапкиной.  – Если говорить о классике и модерне, то можно ли сравнивать эти направления в балете?– В основе лежит классика. Если артист балета владеет классическим искусством, то тогда ему подвластны и другие направления.  В модерне больше свободы и возможности раскрыть свою индивидуальность, там можно сымпровизировать. А в классике нужно быть более точным, соблюдать строгие позы и движения, при этом твой образ должен быть драматически оправдан.– Это правда, что помимо балета вы с детства занимались музыкой и вокалом?– Занималась в хоре, в танцевальном кружке, а в итоге попала в музыкальную школу в класс скрипки. В грузинских семьях вообще развито музыкальное воспитание. Наверное, это заложено природой. До сих пор, когда у меня хорошее настроение, я пою для себя.– И поете грузинские песни?– Не только. С удовольствием напеваю и английские, и русские песни. Очень люблю романсы. Но на гитаре играть, к сожаленью, не научилась.– Зато умеете играть на скрипке. Что вам дал этот инструмент?– Гармонию с танцем. Я очень предана скрипке и до сих пор музицирую в домашних условиях. Семилетний сын Илико порою просит меня что-нибудь сыграть.– На скрипке можно играть различный репертуар?– Думаю, что только классику. Я не очень понимаю современные течения в скрипичной музыке, не принимаю для себя электроскрипку. – Как в семье восприняли ваше решение стать балериной?– Папа был против этого. Но после моей удачи на Международном конкурсе он сменил гнев на милость. Вообще, я была семейным ребенком.– В чужом городе легко адаптировались?– Были свои сложности, потому что не было рядом поддержки. Кстати, мои корни связаны с этим городом. Мой дедушка был блокадником. – Петербург и Грузию роднит очень многое. Достаточно назвать имя Георгия Александровича Товстоногова. Что, на ваш взгляд, общего между грузинской и петербургской культурами?– Наши культуры очень созвучны. Тот же Вахтанг Чабукиани танцевал на сцене Кировского театра с Натальей Дудинской. Олег Басилашвили – это неотъемлемая часть и грузинской культуры, и петербургской. Через таких людей и произошло это  родство. – Что, на ваш взгляд, первично в балете – техника или драматический образ?– Техника и драматический образ находятся на одном уровне, и одно не может существовать без другого. В этом и есть тайна балетного спектакля, которая притягивает публику.– Отсутствие столь сильного инструмента воздействия, как слово, затрудняет задачу балетного артиста?– Слово можно держать в душе и в голове. А пластику нужно отрабатывать. Мышцы нужно постоянно тренировать в верном направлении и не давать себе спуску. В противном случае разрушаются и драматизм, и линии. – Наверно, есть и свои ограничения для артиста балета?– Конечно. Я люблю пробовать многое, но никогда не стану пробовать то, что может повредить мне как балерине. Мои муж и сын часто катаются на лыжах. Мне тоже хочется попробовать покататься. Но в балете ноги стоят в первой позиции, то есть выворотно, а на лыжах, наоборот, скользят прямо, поэтому катание на лыжах может оказать негативное воздействие. Здесь приходится себя ограничивать.– А в питании? – Прислушиваюсь к своему организму и знаю, что нельзя позволять себе лишнего. Мой плюс в том, что я равнодушна к сладкому. Правда, люблю пить чай с вареньем, но без сахара. – Когда вы начинали свой творческий путь, осознавали, что век балетного артиста недолог?– Тогда не осознавала. Сейчас, конечно, понимаю, но не задаюсь вопросом, сколько еще смогу танцевать. Можно сказать, что живу одним днем. На все воля Божья. Мое дело – быть в хорошей форме.– О педагогической деятельности не задумываетесь?– Люблю давать мастер-классы. Думаю, что смогла бы работать репетитором, потому что хорошо помню то, что мне передали мои учителя. – А выступать перед детской публикой также волнительно, как и перед взрослой?– В детские спектакли каждый раз пытаюсь привносить что-то новое. Мне, например, нравится партия Мачехи в «Золушке». В этом спектакле постоянно импровизирую. Мне было бы скучно танцевать эту партию каждый раз одинаково. Моя героиня должна быть смешной. И я в каждом спектакле нахожу какие-то краски, чтобы рассмешить публику.– Когда вы работали над этой партией, вам не вспоминалась Мачеха в исполнении Фаины Раневской?– Как не вспоминалась! Постоянно этот образ мне представлялся. Я очень люблю тот фильм и частенько его пересматриваю. Особенно обожаю фразу: «Королевство маловато, разгуляться негде!» Даже во время танца я вспоминаю Раневскую.– К сожалению, зачастую балерины ради карьеры жертвуют главным предназначением женщины – материнством. Вы являетесь исключением…– Я даже не представляла, насколько это интересно – сочетание семьи и театра, этих двух, казалось бы, разных миров. Нельзя отказываться от такого счастья. Во время моих недавних гастролей в Риме на одном из выступлений я вдруг почувствовала, что спектакль идет на подъеме. Пыталась понять, что же такое происходит. А по завершении спектакля увидела среди зрителей своего сына. Его присутствие мне очень помогло. – Вы много выступаете в России и за рубежом? А на своей Родине выступаете?– Да, и каждое мое выступление в Грузии является благотворительным. Чем я могу помочь той стране, которая меня вырастила? Своей профессией, своим искусством.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.