Что ищет он в краю далеком?
Почему российские моряки так часто становятся жертвами сомалийских пиратов
Сейчас в плену сомалийских пиратов томится калининградский капитан Валентин Барташев. Он далеко не первый и, по всей видимости, не последний россиянин, который оказался в руках современных флибустьеров. Корреспондент «НВ» попытался разобраться, почему столь часто наши моряки оказываются в этих опасных водах.В последние годы ситуация в районе Аденского залива больше похожа на хронику боевых действий. С завидной регулярностью сомалийские пираты захватывают мирные суда и возвращают плавсредства и экипаж только в обмен на солидный выкуп. Не так уж редко жертвами пиратского абордажа становятся и наши соотечественники. Во время 28 набегов, официально зарегистрированных с начала этого года, в плен к африканским разбойникам попали 39 россиян. После выплаты затребованного местными корсарами выкупа все они отправлены домой. Тем не менее воды Аденского залива по-прежнему неумолимо притягивают наших моряков. Как правило, они без лишних уговоров соглашаются с работодателями, предлагающими им пройти по рискованному маршруту.– Территориальные воды Сомали сегодня классифицируются страховым обществом Ллойда как зона «военного риска», – пояснил корреспонденту «НВ» член исполкома Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов. – Это значит, что при плавании там увеличиваются и объем страхового покрытия, и страховые платежи, и зарплата экипажа. Судовладельцы лезут в те воды потому, что ставки фрахта там максимальные. Однако работодатели-то сидят в своих офисах, а моряки за двойную ставку оплаты рискуют собой. Сегодня все прелести сомалийского «гостеприимства» испытывает на себе калининградский капитан Валентин Барташев. Уже почти месяц (с 28 мая) представителями немецкой судовладельческой компании Hans Lehmann безуспешно ведутся переговоры с местными пиратами о выкупе теплохода «Леманн Тимбер» и интернационального экипажа судна. Африканские корсары снизили сумму выкупа до неприлично низкой – 750 тысяч долларов США. Цена за сошедший со стапелей в апреле этого года теплоход, напичканный недешевым грузом, для местного рынка шантажа и вымогательства более чем сходная. Однако Барташев и 14 его подчиненных – граждане Эстонии, Украины и Мьянмы – по-прежнему томятся в плену.– Переговоры с одним из кланов, оперирующих на территории Сомали, где нет ни государства, ни правительства, ни международного статуса, ведутся представителями страховой компании судовладельца и грузовладельца, – рассказывает о секретах переговорной кухни Вадим Мамонтов. – Делается это при посредничестве разномастных и высококвалифицированных «служб по безопасности»: как правило, англо-американских структур, укомплектованных действительно профессионалами. Короче, идет торг, в процессе которого захватчики груза и судна стараются не попортить предмет торга.Однако на этот раз, возможно, ситуация вышла за рамки традиционной. На прошлой неделе супруга капитана Ксения Барташева вместе с женами других членов экипажа обратилась к правительствам России, Украины и Эстонии с просьбой вмешаться в ситуацию.– Люди уже несколько дней находятся без воды и пищи, – не может сдержать слез жена капитана. – Они находятся на солнцепеке, при температуре 40 градусов. Физическое состояние пленников вызывает особое беспокойство. Но судовладелец продолжает торговаться, выгадывая себе копейки, а на жизнь наших близких ему попросту наплевать. В российском МИДе ситуацию с захватом сухогруза «Леманн Тимбер» не комментируют. Вопрос о сомалийских пленниках взят под контроль ведомствами ряда стран. Однако реально повлиять на ситуацию ни одно из государств не может. В Сомали отсутствует как таковое государство, и задействовать дипломатические каналы в такой ситуации невозможно. Не случайно три недели назад постановлением Совбеза ООН принято беспрецедентное решение – в водах Сомали узаконено право любой державы на силовые действия в защиту прав своих граждан, моряков и судовладельцев.– Наши моряки в погоне за длинным рублем иногда не думают о последствиях, – прокомментировал ситуацию бывший пленник корсаров механик Алексей Самохин. – Не знаю, что там происходит с капитаном Барташевым и его командой, но нам полтора года назад попались относительно гуманные пленители. Нас держали в помещении с кондиционером. Давали пить, кормили овощами и рисом. Разрешали звонить домой. Однако раз на раз не приходится, и поэтому я в последующем отказался от таких опасных фрахтов. Лучше меньше заработать, но подольше прожить. Компания-судовладелец хранит гордое молчание по поводу произошедшего инцидента. При любом развитии ситуации работодатели не окажутся в накладе. Судно и груз застрахованы. В случае гибели сухогруза компания Hans Lehmann получит компенсацию – десятки миллионов долларов. Правда, подмоченную репутацию на Западе не купить ни за какие деньги, но...– Есть нюансы, которые позволяют надеяться на благополучное окончание этой истории, – пояснил Вадим Мамонтов. – Это договор, который судовладелец захваченного судна подписал с представителями Международной федерации транспортников. Кстати, в нем сказано, что любой член экипажа в случае направления судна в любую зону военного риска вправе отказаться от исполнения служебных обязанностей и с полным расчетом, за счет судовладельца вправе вернуться домой.Захваченный пароход под удобным флагом зарегистрирован в офшоре и опосредованно приносит доход собственникам, гражданам Германии и Нидерландов. Другие пострадавшие – моряки-гастарбайтеры из России, Украины и Филиппин – по документам работают на офшорную структуру. Обязанности работодателя и права работника расписаны в Коллективном договоре МФТ, действующем на борту судна и предусматривающем компенсации от 80 до 140 тысяч долларов. Иными словами, в этом юридическом смысле ситуация под контролем. Остальное – вопрос времени. Ведь и в последнем, нашумевшем, случае освобождения французским спецназом яхты с гражданами Франции и Испании на борту дело решилось за кулисами, с выплатой выкупа и с последующей инсценировкой для публики «силового вмешательства».А пока Ксения Барташева обивает пороги высоких кабинетов. Отчаявшаяся женщина надеется помочь мужу вернуться на Родину. По мнению большинства специалистов, рано или поздно Валентин Барташев переступит порог родного дома. Ведь с 2004 года в Аденском заливе не было зафиксировано ни одного случая гибели заложника. Вот только не исключено, что, отдохнув у родного очага, капитан дальнего плавания снова отправится в рискованный рейс.