«Мефистофель» начался с грозы
Премьера спектакля на Международном оперном фестивале в Финляндии прошла под проливным дождем
Савонлинна – местечко в 330 километрах северо-западнее Хельсинки – привлекает поклонников оперного искусства из многих стран мира. Отели и летние виллы заполняются до отказа, а в концертном зале на 2300 мест всегда аншлаг, хотя билеты недешевы – 100–140 евро. Как ни странно, но русских туристов в летней Савонлинне не так много. Хотя совсем рядом и Питер, и Мурманск, и Архангельск. На улицах, в кафе в основном слышна финская, шведская, немецкая, английская речь. Разгадку корреспонденту «НВ» дал директор фестиваля и дирижер Яри Хамалайнен:– До сих пор оперный фестиваль был ориентирован на Западную Европу. Мы хотим поддержать финских композиторов и финских исполнителей и при этом придать фестивалю мировой статус. Для этого приглашаем певцов из самых разных стран – и знаменитых, и тех, кому фестиваль дает шанс проявить себя. Я занимаюсь фестивалем 18 лет, и все эти годы исполнителей из России мы не приглашали.Впрочем, Яри добавил, что в мае приезжал в Петербург знакомиться с молодыми певцами Мариинского театра, и в следующем году кто-то из них будет приглашен для участия в новой постановке. К слову, в программке премьеры редко ставящейся оперы «Мефистофель» на музыку итальянского композитора Арриджо Боито корреспондент «НВ» все же отыскала русскую фамилию – Елена Панкратова (сопрано). Певица родилась в Екатеринбурге, училась в Петербурге, но последние 15 лет живет в Гамбурге и в России почти не бывает. Гастролирует в основном по Западной Европе, а в оперном фестивале в Савонлинне участвует впервые.– Моя роль Елены Троянской короче других, поэтому я приехала сюда на неделю позже. А репетиции в общей сложности длились месяц. Работали с азартом. Постановщик из Швейцарии Дитер Каеги бросал нам идеи и ждал их воплощения. Получился достаточно авангардный спектакль. Какие-то детали, жесты, мимику своей героини я придумала сама. Представление режиссера о том, что Елена – этакая экзальтированная примадонна 1920-х годов, похожая на Марлен Дитрих из «Голубого ангела» и Мерилин Монро из «В джазе только девушки», совпало с моим ощущением роли. И так как я появилась в конце спектакля – сорвала главные аплодисменты!В отличие от Елены Панкратовой прочтением своей роли – доктора Фауста – тенор из Гонконга Уоррен Мок остался не очень доволен. Он сказал корреспонденту «НВ», что уже пел Фауста Гуно, и там драматический образ прописан лучше. У Гуно в конце спектакля Маргарита умирает, и на этом опера заканчивается, своей смертью героиня спасает душу Фауста. А здесь Маргарита умерла, и Фауст тут же перекинулся на прекрасную Елену.И действительно, Фауст получился легкомысленным. А вот Мефистофель, наоборот, вышел истовым духовным страдальцем, при этом вовсе не циничным.– Это очень необычный спектакль. Мой Мефистофель – с одной стороны, Сатана, а с другой – джентльмен, который верит в то, что Зло – это Добро. И он пытается помочь Фаусту совершенно искренне, – считает певец Мика Карес (бас).Мика учился оперному искусству на родине, в Финляндии, но сейчас живет в Германии. Ему всего 29 лет, и это его первая значительная оперная партия. Директор фестиваля Яри Хамалайнен, пригласивший Мику на эту роль, считает, что именно с «Мефистофеля» начнется звездная карьера молодого певца. Кстати, началась опера по-настоящему мистически. Разодетые в смокинги и вечерние платья зрители буквально под дождем и градом бежали по деревянному мосту в крепость. Хотя за пять минут до этого вовсю светило солнце. Навес над зрительным залом во дворе крепости раскачивался от диких порывов ветра, а когда зазвучала ария Мефистофеля, раздался настоящий гром. Стихия бушевала все первое действие, усиливая разыгранную на сцене трагедию. Прекрасный многоголосый хор в 90 человек грозно сливался с громом и молниями. Мика расценил бурю как знак, что силы небесные благословили его на эту роль.Фестивальные спектакли живут от одного до трех сезонов. «Мефистофель», который будет дан в рамках фестиваля (а продлится он до 2 августа) четырежды, продолжит свое существование и в следующем году. Выдержали проверку временем и оперы «Аида», «Отелло», «Летучий голландец», которые уже шли в Савонлинне прежде. 16 июля на сцене в крепости выступит популярный Роберто Аланья. 30 июля и 1 августа будет дана опера The Wager – Die Wette из Шанхая. До недавнего времени это был единственный оперный театр в Китае. По легенде, идея проводить фестиваль в Савонлинне принадлежит оперной диве Айно Акте. Певица приехала в город в 1912 году, увидела средневековую крепость Олавинлинна и напела здесь отрывок из арии. Акустика оказалась под стать парижской Гранд-опера. Четыре года подряд в древнюю крепость приглашали для выступлений оперных певцов Финляндии, в результате концерты переросли в оперный фестиваль. После 1917-го он состоялся лишь однажды – в 1930-м. Постоянным фестиваль стал с 1967 года.