Борщ «Жар-птице» не помеха
Девиз XXIII Шлезвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля, который проходит в Германии, – «Русское звучание»
Hafencity – активно строящийся деловой район Гамбурга на берегу Эльбы. Он расположен напротив знаменитого порта. Здесь бьется сердце города, здесь город начинался – с верфей, доков и массивных краснокирпичных складов. Именно тут, в, казалось бы, абсолютно неприспособленном для музыки месте, стартовал XXIII Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль – краса и гордость одноименной северной немецкой земли. Необычная преамбула фестиваля – дневной воскресный концерт с множеством отделений и музыкой, подобранной на все вкусы, – собрала множество гамбуржцев, которые пришли с детьми и корзинками с едой, будто на пикник. Гамбуржцев непогодой не испугаешь – а ветер разыгрался нешуточный. Насквозь продуваемое балтийскими ветрами пространство – почти остров, изрезанный сетью каналов. Угрюмые кирпичные дома восхищают добротной старинной кладкой: склады построены датчанами-купцами 200 лет назад. Подъемные краны гордо воздевают длинные стрелы к небу, а по-над водой на свайной платформе стоит хлипкое на вид строение, составленное из разноцветных грузовых контейнеров, стянутых тросами. Тросы тоненько подвывали в тон ветру, яростно налетавшему с Эльбы. Жалобно скрипели балки из непросохшей древесины. А на сцене, на рояле «Стейнвей» гамбургской работы пианист играл произведения из программы, посвященной явлениям природы: ветру, облакам, дождю и грозам. Программа называлась «Сильный ветер» – и попала в точку, ветер и впрямь сшибал с ног. Фортепианные пьесы Листа, Сибелиуса, Дебюсси красочно иллюстрировали движение стихий – рев бури и другие шумы природы. Петер фон Вайнхардт, пианист с тонким вкусом, но слабо выраженной индивидуальностью, начал с прелюдии Дебюсси «Что сказал западный ветер», продолжил его же «Эстампом» – «Сады под дождем». Далее последовала «Буря» Сибелиуса (музыка, написанная к спектаклю по одноименной драме Шекспира) и «Облака» Листа.Дождь хлынул аккурат во время исполнения «Садов под дождем»: весело забарабанил по гулким контейнерам, обрушил потоки на свайную набережную. Вмиг напитал водою брикеты соломы, составленные снаружи наподобие диванчиков – для услаждения гуляющей публики. Аккомпанемент дождя внес освежающую краску в довольно монотонную, хоть и не без приятности игру пианиста и стих как раз к началу пятой части из «Пасторальной симфонии» Бетховена (в фортепианном переложении Листа) – «Радость и благодарственные чувства после грозы». Попробуйте сказать после этого, что искусство не влияет на действительность!В антракте в буфете подавали русский «борсч» – супец наливали прямо в круглые ржаные караваи с вырезанной серединкой и накрывали сверху горбушкой. Подобных фестивальных вариаций «на русскую тему» устроители придумали немало, в том числе – и гастрономических. Ведь девиз нынешнего фестиваля – Russisch gestimmt – «Русское звучание». Поэтому в очаровательном местечке Вотерзен, где Fine Arts Quartett играл Рахманинова, Шостаковича и Чайковского, устроили на лужайке настоящее русское гулянье: с пирогами, водкой и неизменным борщом.Впрочем, разнообразные гулянья, равно как и поедание гамбургских и русских специалитетов, – лишь «развлекаловка», оттеняющая основные, серьезные музыкальные события фестиваля. В их числе – приезд ведущих русских оркестров: мариинского с Валерием Гергиевым, филармонического оркестра ЗКР с Юрием Темиркановым, Российского национального оркестра с Михаилом Плетневым, оркестра Большого театра с Александром Ведерниковым. Уже отыграл свой сольный концерт Григорий Соколов в городе Киле, сыграли опусы Шнитке и Губайдулиной ребята из «Солистов Санкт-Петербурга» – Илья Иофф, Игорь Урьяш, Лидия Коваленко, Алексей Массарский, Алексей Людевиг.Но пафосное открытие с участием симфонического оркестра радио NDR под руководством Кристофа фон Донаньи состоялось в Любеке, в огромном зале Конгресс-холла, стоящем на берегу реки Траве. В программе значился Скрипичный концерт Брамса и «Жар-птица» Стравинского. В сопоставлении авторов, гамбуржца и петербуржца, крылся особый смысл, раскрывающий самую суть, квинтэссенцию текущего фестиваля – что не преминул подчеркнуть в своей вступительной речи президент федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Петер Карстенсен. Ведь из 153 концертов, которые пройдут до 31 августа, более половины отданы русской музыке и русским исполнителям. Немцы настежь распахнули все двери и окна, чтобы представить русский музыкальный космос во всем блеске и великолепии.