Европа ждет «Красный рассвет»
В Старом Свете вновь появляется интерес к произведениям эпохи противостояния СССР и Запада
После августовской войны в Южной Осетии в британскую прессу вернулось словосочетание, которое почти исчезло из лексикона западных газет и журналов и перекочевало в основном в учебники по истории – «холодная война». А ведь всего четверть века назад угроза вооруженного конфликта СССР с Западом могла в любой миг стать реальностью, и в сознании миллионов людей сидел вполне реальный страх перед «Советами». «We share the same biology, regardless of ideology. Believe me when I say to you, I hope the Russians love their children too (Мы все устроены одинаково, невзирая на идеологию. Поверь, если я скажу тебе, что русские тоже любят своих детей)» – эти слова из песни английского певца Стинга, датированной 1985 годом, большинству современных молодых людей на Западе могут показаться бессмыслицей. Особенно тем, кто родился после 9 ноября 1989 года – дня падения Берлинской стены. И уж точно – тем, кто рос на Take That и Spice Girls. Нынешней западной молодежи невдомек, что холодная война и противостояние двух систем на протяжении полувека были одними из главных идей в поп-культуре. Именно эти темы легли в основу многих знаменитых фильмов, музыкальных произведений, романов и даже первых компьютерных игр. Важнейшее из искусствВ 1950-е годы идеологическое противостояние между странами Варшавского договора и Западом было настолько острым, что даже многие научно-фантастические киноленты тех лет были своего рода аллегориями на тему холодной войны. К примеру, многие усматривали в фильме «Похитители тел» (The invasion of the body-snatchers), снятом в 1956 году, явный намек на паранойю, которой была охвачена Америка эпохи Маккарти, устроившего «охоту на коммунистических ведьм». «Захватчики с Марса» (Invaders from Mars) 1953 года – явная фантазия на тему проникновения на Запад коммунистических злоумышленников, ее ремейк «Марс атакует» с успехом прошел по всему миру пару-тройку лет назад. А картина «День, когда Земля остановилась» (The Day The Earth Stood Still) 1951 года повествует о том, как некая высшая космическая сила присылает на нашу планету посланников, требующих прекратить вражду между странами и противостояние между «системами». Что на тот момент являлось своего рода воззванием к тем, кто держал руку на «ядерной кнопке».А вскоре после Карибского кризиса 1962 года, когда мир был как никогда близок к вооруженному конфликту с применением ядерного оружия, в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу». В нем главного героя – командира авиабазы – преследует навязчивая идея, что коммунисты намерены украсть у американцев их «бесценные жизненные соки», и лишь на этом основании он отправляет американскую эскадрилью сбросить ядерные бомбы на СССР. В 1970-е годы, когда гонка вооружений еще продолжалась, но истерия начала сходить на нет, мода на холодную войну в кинематографе все еще сохранялась, но также немного пошла на убыль. Однако стоило в начале 1980-х отношениям между Востоком и Западом вновь резко обостриться, как авторы по обе стороны Атлантики вновь стали изображать всевозможные мрачные сценарии того, чем может обернуться для человечества война двух супердержав. Это направление в массовой культуре не обошло и Британию. В 1982 году вышла и наделала много шума книга Рэймонда Бриггса «Когда дует ветер» о паре пожилых англичан, которые строят в своем саду убежище, ожидая ядерной войны. Несколько лет спустя по мотивам этого романа был снят одноименный фильм. В 1985 году на телеэкраны вышел снятый Би-би-си телесериал «Нити» (Threads), приуроченный к 40-й годовщине бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. В нем весьма выразительно изображены ужасы ядерной войны, обрушившиеся на жителей английского города Шеффилда. Впрочем, бесспорными лидерами в производстве подобной продукции оставались, конечно же, американцы. На телеэкраны вышли сериалы «Америка» (Amerika) и «Третья мировая война» (World War III) и фильм «На следующий день» (The Day After), запомнившийся своими впечатляющими кадрами, в которых впервые на большом экране мужчины, женщины, дети и даже лошади испепеляются в результате ядерного взрыва. С появлением во второй половине 80-х информационных технологий эта тема сразу же нашла отражение в Голливуде. Сначала американские кинематографисты выпустили в прокат блокбастер «Военные игры» (War Games), в котором американский хакер проник в компьютерную систему Пентагона и стал «играть» с военными, которые, восприняв это как «происки русских», начали войну с Советами. А вскоре на киноэкраны вышел нашумевший, но слегка карикатурный фильм «Красный рассвет» (Red Dawn) про оккупацию Америки советскими войсками, которым противостоит горстка вооруженных «калашниковыми» американских патриотов. Которые, конечно же, побеждают. Потом еще был «Рокки-4», в котором всеобщему любимчику Америки боксеру Рокки Бальбоа противостоял напичканный допингом русский Иван Драго, а вскоре Сильвестр Сталлоне поменял перчатки на пулемет и уже в облике Рэмбо (Rambo 3) единолично десятками уничтожал «шурави» в Афганистане. Меня зовут Бонд… Фильмы про агента британской разведки Джеймса Бонда, взятые на вооружение идеологами холодной войны, оказались не просто экранизацией романов Яна Флеминга. Бонд стал настоящим британским символом и, выражаясь нынешним языком, даже брендом противостояния с «красной угрозой». И хотя в кинобондиане Россия никогда открыто не выставлялась в качестве врага, в основе сюжетной линии почти всех фильмов про Джеймса Бонда, снятых до конца 80-х, лежала, безусловно, холодная война. Достаточно вспомнить серии «Шаровая молния» или «Из России с любовью». Однако с развалом Варшавского договора и потеплением отношений между Советским Союзом и Западом Джеймс Бонд и его коллеги по киноэкрану на время остались без работы. Голливуду срочно понадобился новый образ врага. И решение вскоре было найдено… в фильме «Правдивая ложь» (True Lies), в котором Арнольд Шварценеггер воюет уже с арабскими террористами. После событий 11 сентября 2001 года вопрос о том, кому теперь придется противостоять Джеймсу Бонду и другим западным киногероям, был решен окончательно и бесповоротно. Правда, периодически Голливуд возвращался к отголоскам холодной войны в виде повстанцев или бандитов из бывших советских республик, с которыми приходится иметь дело Западу, – например, в фильмах «Багровый прилив» и «Самолет президента». Переходный периодПоследствия окончания холодной войны и психологические проблемы, которые возникли у сотрудников разведывательных служб и военных на Западе в ее отсутствие, тоже стали темой, которую принялись отрабатывать писатели и кинематографисты. Одним из тех авторов, кому этот переход удался безболезненно, стал Джон Ле Карре – автор множества остросюжетных шпионских романов. Его «Русский дом» был последним произведением, изданным под самый занавес холодной войны. Следующие три романа посвящены как раз тому, как «рыцарям плаща и кинжала» пришлось по-новому взглянуть на свое ремесло после развала коммунистической системы. Последние его работы – «Панамский портной» и «Верный садовник» – уже никак не связаны с противостоянием двух идеологий. Однако в издательском доме Hodder and Stroughton, который публикует работы Ле Карре, утверждают, что продажи романов писателя, посвященных холодной войне, остаются на прежнем уровне и пользуются такой же популярностью, что и раньше. Но самое интересное – в том, что в последнее время у западных потребителей ощущается своего рода ностальгия по классическим произведениям времен холодной войны. Подарочные наборы всех фильмов про Джеймса Бонда – теперь уже в новом цифровом формате – раскупаются как горячие пирожки. Недавно на DVD издали «Военные игры» и, говорят, скоро в Голливуде начнут снимать и ремейк «Красного рассвета». Правда, пока неясно, окажутся ли опять русские «оккупантами» в США. Всем тем, кто не помнит или родился уже после падения Берлинской стены, все эти опасения и страхи, жившие в сознании людей во времена холодной войны, покажутся чудными и даже смешными. Однако любому человеку на Западе, кому сейчас за тридцать, эта «классика» по-прежнему близка и понятна.