«Чучела чиновников не помогут»

Автор ряда антикоррупционных законопроектов опасается, что соответствующая государственная кампания завершится «на уровне кремлевских кабинетов»

Сегодня в России, пожалуй, нет актуальнее темы, чем борьба с коррупцией. Таким вниманием политического бомонда эта тема обязана в первую очередь позиции Дмитрия Медведева, объявившего мздоимству беспощадную войну. Госдума уже одобрила в первом чтении проекты антикоррупционного законодательства. Между тем более двух третей россиян полагают, что коррупция непобе- дима. Такая уверенность основана не только на современных реалиях, но и на историческом опыте. Кампании против взяточничества и вымогательства организовывались с завидной регулярностью и с такой же регулярностью сходили на нет. Насколько все же реальна победа в войне с корруп-цией, объявленной руководством страны, своими оценками с корреспондентом «НВ» поделился депутат Калининградской областной думы Соломон ГИНЗБУРГ, автор целого ряда региональных антикоррупционных законопроектов.– Полностью и окончательно победить мздоимство невозможно ни в одной стране, – утверждает депутат. – Даже в странах с уже сложившимися демократическими традициями, таких как Норвегия и Швейцария, где оппозиция дышит в затылок власти, где полностью свободна и независима пресса, все равно можно встретить определенные проявления коррупции. Что же касается нашей страны, то за последние годы уровень коррупции резко вырос: с 90-го места в мире по этому показателю мы переместились на 143-е, и теперь нашими соседями по этому рейтингу являются Гамбия и Пакистан. Тем не менее обуздать это зло просто необходимо. Иначе оно разрушит государство, так же как трава взламывает асфальт.– В мировой практике борьба с коррупцией традиционно велась двумя способами: репрессивным и либеральным. Какой из них наиболее эффективен?– Во всех странах, и в нашей в том числе, всегда применялась комбинаторика. Достаточно вспомнить: когда в 1980-е годы в США проводилась крупномасштабная операция «Шейх», в бизнес внедрялись агенты, которые провоцировали чиновников и политиков на взятки, а затем все эти факты становились предметом общественного обсуждения в СМИ. Без силовых мер, равно как и без транспарентности, с мздоимством бороться невозможно. Кстати, президентский пакет также сочетает и те и другие способы противостояния коррупции. На мой взгляд, его еще нужно дорабатывать, но то, что законодательный пакет принят в первом чтении, не может не радовать. Правда, есть опасность, что в очередной раз очередная кампания завершится на уровне кремлевских кабинетов. Снизу же пойдут бравые реляции о победах, для плезира повесят на лобном месте чучела парочки чиновников рядового или среднего ранга. На этом все благополучно и прекратится.– Руководство Калининградской области неоднократно заявляло о своей жесткой позиции по отношению к мздоимству. Может быть, именно поэтому за последние три года в Калининграде не произошло ни одного крупного коррупционного скандала? – Мое глубокое убеждение, что отсутствие антикоррупционных скандалов не является показателем. При прежнем губернаторе Владимире Егорове в одночасье попавшийся на взятке его заместитель стал известен на всю страну. Сегодня это по определению невозможно. Наглядный свежий пример: замминистра инфраструктуры правительства Калининградской области Александр Алеко осенью стал совладельцем почти пятой части ОАО «НПО «Рыбтехцентр» – очень дорогого и солидного предприятия. То есть чиновник грубейшим образом нарушил Закон о госслужбе, более того, приобрел пакет акций кампании, деятельность которой входит в сферу его прямых служебных интересов. И ничего по этому поводу не произошло. Все тихо и спокойно...– Уже в ходе осенней сессии группа депутатов Калининградской областной думы выступила с инициативой о рассмотрении и принятии необычного антикоррупционного закона «О конфликте интересов»…– Суть его ясна и понятна. Человек при поступлении на госслужбу обязан проинформировать о возможном конфликте частного и общественного интересов. То есть о возможности появления личной заинтересованности, которая может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение своих обязанностей. Это могут быть и родственные отношения, и бизнес-связи, и кредиторские обязательства. Нет ничего плохого в том, что, например, сын является депутатом на постоянной основе, а его мама – министр образования региона. Или супруга представляет администрацию, а муж – председатель уставного суда области. Если конфликт интересов заявлен, то можно надеяться, что люди будут более взвешенны в своих решениях. Однако перспективный закон не нашел понимания у большинства коллег. Законопроект даже не допустили к обсуждению. Сначала региональные депутаты потребовали у инициаторов рассчитать, сколько бюджетных денег пойдет на публикацию в СМИ подобных деклараций. Настойчивые разработчики подсчитали. Оказалось, не так уж много. Даже по сравнению с окладами чиновников и депутатов. Тогда противники неудобного закона вспомнили о самом главном аргументе. По их мнению, подобная инициатива является вторжением в частную жизнь чиновников. Действительно, зачем лоббирующему интересы своей семьи или своего бизнеса бюрократу ставить в известность об этом общественность? Ту самую, которая оплачивает его содержание на этом посту в благой надежде, что чиновник будет отстаивать государственные, а не приватные интересы. Неважно, что аналоги подобных законов существуют во всех странах, где борьба с коррупцией носит не лозунговый, а вполне реальный и повседневный характер.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.