Кина не будет!

Российские кинокомпании несут убытки и сокращают производство фильмов

Мировой финансовый кризис не мог не отразиться на сферах, на первый взгляд далеких от котировок акций и цен на нефть. В России финансовый кризис особенно ощутимо ударил по «важнейшему из искусств». Нет, Голливуд тоже испытывает сложности. В частности, кинокомпания Paramount Pictures решила отложить выпуск двух картин. Однако российский кинобизнес переживает куда большие потери, как, впрочем, и на отечественных фондовых биржах падение наблюдалось ощутимее, чем на западных. Иначе и быть не могло. В последние годы кинокомпании росли как грибы после дождя. Количество производимых в год полных метров и сериалов не только переплюнуло советскую эпоху, но и перешло все разумные пределы. Суммы бюджетов становились все многозначнее. Если в начале 1990-х стоимость российского фильма составляла около 100 тысяч долларов, то сегодня без двух миллионов «зеленых» и делать нечего. Бюджеты находящихся в производстве «Обитаемого острова» Федора Бондарчука и «Утомленных солнцем – 2» Никиты Михалкова и вовсе исчисляются десятками миллионов долларов. Вернуть эти затраты в России просто нереально, а мирового проката у отечественных картин, за редким исключением, нет. Зарабатывать на кино так, как это делается на Западе, многие российские кинобизнесмены так и не научились. Расценки на услуги киностудий, предоставляющих свои мощности, оборудование и кадры, давно стали запредельными. Прибыль приносят считаные картины, поскольку задача заработать на прокате для многих не стоит во главе угла. Куда проще набить мошну не на результате, а на процессе. Щедрее всего остается государственная рука, не требующая ни возврата вложений, ни высокого качества, а лишь предупреждающая о необходимости откатить и внести в сюжет нужную на данный момент идеологическую составляющую. Но «халява» не только имеет свойство развращать – она норовит когда-то заканчиваться. С приходом финансового кризиса денежные потоки в процесс стали иссякать. И в первую очередь это коснулось производства телевизионной продукции. – Еще в августе мы поняли, что кризис отразится на нашей отрасли, но ни руководители телеканалов, ни главы кинокомпаний не ожидали, что сокращение производства произойдет уже в октябре, – поделился с корреспондентом «НВ» генеральный директор кинокомпании «Феникс-СПб» Сергей Щеглов. – Наша компания занимается только телевизионно-художественной и сериальной продукцией. Кризис меньше скажется на производстве полнометражных художественных фильмов, поддерживающемся государством и частными инвесторами. А вот производство продукции для телевидения, по моим прогнозам, сократится процентов на 70–80. Будут сниматься брендовые проекты под телеканалы и те, которые организовывают сами каналы. Не секрет, что производство телевизионной продукции в основном подкреплено только рекламой. На сегодня рекламный бюджет телеканалов, по разным источникам, недобирает на 2009 год от 70 до 80 процентов средств. А так как денег нет, да и государство в полном объеме не станет финансировать телевизионную продукцию, фильмы будут производиться на частные деньги сейчас, а продаваться потом, когда наступит более-менее стабильный период. По прогнозам, произойдет это через год-полтора. Настроение пока в нашей среде боевое, поскольку не все осознали глубину пропасти. Дорабатываются какие-то проекты, надеются на будущие. Люди приходят на работу, а работы уже нет, и новые проекты не запускаются. Закрываются и уже находящиеся в работе. В Питере, например, закрылся проект, финансирование которого прекратилось за 10 дней до окончании съемок. У нашей кинокомпании закрылся проект по окончании дорогостоящего подготовительного периода. В Москве у «Феникс-фильма» из четырех не запустились два проекта. У других кинокомпаний ситуация такая же. Идут сокращения, для существующих производств, даже брендовых, снижена смета. Разумеется, будут уменьшаться и гонорары – актеры об этом уже извещены. О сокращении гонораров актеров и членов съемочных групп, что составляет основную часть затрат на производство, на днях сообщила «Ассоциация теле- и кинопродюсеров – АТК», созданная в середине ноября. В ее состав вошли 18 российских компаний, производящих больше 80 процентов телеконтента, в частности RWS, АМЕДИА, «Централ Партнершип» и другие. Целью объединения стало желание сохранить себя в период кризиса, поскольку практически каждая из вошедших в ассоциацию кинокомпаний уже пережила и сокращение производства, и замораживание проектов, и сокращение штата. Сокращение гонораров, как поясняют представители ассоциации, не коснется тех, кто вошел в составленный список сотни топовых актеров. тем временем… Глянец исчезает в кризисНе смог не отразиться кризис и на других видах искусства. В частности, из-за проблем в мировой экономике было отменено несколько гастрольных выступлений в различных городах России. Финансовым кризисом объяснила отмену выступления в Москве, назначенного на 1 декабря, группа The Prodigy. По той же причине отказался от выступления в России британский рокер Кен Хенсли. Не найдя спонсорской поддержки, фестивальное турне, намеченное на 2009 год, отменил и знаменитый Филадельфийский симфонический оркестр. Российские звезды театральной, поп-сцены и известные телеведущие также не стали исключением. Многие из них оказались вынуждены отменить гастроли, антрепризные спектакли не только из-за сокращения потока спонсорских средств, но и из-за малого количества проданных билетов. Отказался выступать в Уфе перед полупустым залом Евгений Петросян, в Туле отменила свой концерт Анне Вески. Традиционно деятели российского шоу-бизнеса неплохо зарабатывают на корпоративных праздниках. Самой урожайной порой всегда являлись предновогодние дни. Однако на сей раз российские компании резко сократили затраты на корпоративные вечеринки. Отваживающиеся на празднование предпочитают приглашать менее известных артистов, чьи гонорары за выступление не измеряются пятизначными цифрами в у. е. Некоторые компании и вовсе отказались от празднования, даже несмотря на то, что исполнители пошли на снижение гонораров на несколько тысяч долларов. В частности, так поступили Сергей Лазарев, Жанна Фриске, «Отпетые мошенники» и некоторые другие деятели поп-сцены. Хотя есть и те, кто сделал наоборот. В частности, повысил свой гонорар Филипп Киркоров. Издательский бизнес также объявил о снижении прибыли. На недавней конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» руководством Роспечати было высказано мнение, что в связи с финансовым кризисом от 20 до 40 глянцевых журналов прекратят свое существование. Связано это с оттоком рекламы, за счет которой и живет глянец. Уже сократился и выпуск книжной продукции. Негативное влияние кризиса испытал на себе и международный рынок предметов искусства. Недавние торги всегда вызывавшими интерес произведениями русских мастеров XIX–XX веков в аукционных домах Sotheby’s и Christie’s прошли в полупустых залах. Редкими были и телефонные звонки от покупателей. В целом, однако, аукционеры довольны результатами в свете складывающейся мировой экономической ситуации, хотя рассчитывали на большее. В частности, аукционный дом MacDouggall’s не нашел покупателей на большую часть лотов. По словам коллекционеров, в сложившейся экономической ситуации они не только не готовы вкладывать деньги в предметы искусства, но даже подумывают о продаже некоторых предметов своих коллекций. Как известно, у любого кризиса есть и положительная сторона. Лопаются мыльные пузыри, начинают считаться деньги, отношение к ним становится более рациональным. Улучшится ли качество при снижении количества – вот главный вопрос, который заботит потребителей культуры, утомленных бестолковым телемылом, безголосыми грудастыми певичками и горами бесталанных печатных поделок с претензией на громкое звание литературы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.