«Сначала продай, а потом снимай»
Генеральный продюсер кинокомпании «Сварог-фильм» Николай Суслов уверен, что деньги на съемки можно найти, если брать пример с Голливуда
В то время как большинство российских кинокомпаний сокращают производство, сметы и штат, питерская кинокомпания «Сварог-фильм» готовится к съемкам российско-американской картины Kerosene cowboys, которая выйдет в российский прокат под рабочим названием «Рыцари неба». Многие задаются вопросом, где же генеральный продюсер компании Николай Суслов взял 16 миллионов долларов (а именно таков бюджет фильма) в условиях мирового экономического кризиса, пригласив голливудского режиссера, известных американских актеров, в числе которых такие звезды, как Вэл Килмер и Дэнис Хоппер. В довершение всего на съемках будут использованы реактивные самолеты доселе закрытой для россиян знаменитой авиабазы «Топ Ган». – Все потому, что мы несколько лет разрабатывали способ заработка на кино без так называемых невозвратных денег, – поясняет Николай Суслов. – Разработали. Почти пять лет потратили, чтобы понять, как это делают на Западе, поскольку там кинобизнес живет совсем не так, как в России. Сначала родилась идея организации совместного предприятия, которое создавало бы фильмы, способные зарабатывать на мировом рынке. Мы ездили в Канны, Лос-Анджелес, пытались внедриться в эту систему. Все время глодала мысль: если в России кинобизнес сродни лотерее, где можно заработать, а можно и прогореть, то почему же на Западе этого практически не происходит? Ища ответ, столкнулись с тем, что киносообщество на Западе оберегает от посторонних эту «сакральную» информацию. Наконец нам удалось узнать этот секрет. Главное, фильм должен продаваться до того, как ты начал его снимать, а не наоборот. Для этого существуют два рынка – в Каннах и Лос-Анджелесе. Если у вас есть сценарий с прикрепленным режиссером и хотя бы одной звездой, вы можете представить свой проект и получить проспект цены вашего будущего фильма, данный специальными дистрибьюторами. Если проспект гласит, что ваш фильм можно продать за 20 миллионов долларов в конкретных странах, все, что остается, – снять его, например, за 15 миллионов. Тогда вы получите пять миллионов чистой прибыли. Если снимете гениальный фильм, то выручка будет гораздо больше, но 20 миллионов вам практически гарантированы. Если же понимаете, что дешевле чем за 20 миллионов картину не снять, тогда просто начинаете другой проект. Так работает весь западный коммерческий кинематограф. Те же американцы не прогорают никогда, поскольку не снимают то, что не продается. А у нас это никому не нужно, поскольку большинство российских кинопроизводителей так или иначе зарабатывают на освоении бюджета, а не на результате. Зачем выстраивать довольно сложную систему международных продаж, совместного производства, если деньги дают просто так? – Вы часто бываете в Голливуде. Как на «фабрике грез» отозвался финансовый кризис? Говорят, что американские киностудии несут серьезные потери…– Слухи о негативных последствиях финансового кризиса в Голливуде сильно преувеличены. Да, некоторые из картин замораживаются до следующего года, поскольку какие-то кредитные организации испытывают перебои с финансированием. Но не более того. – Почему же по российским кинокомпаниям кризис ударил так сильно?– По моим наблюдениям, у нас закрываются те картины, которые имели невозвратные деньги. На них в России снимается огромное количество кинопродукции преимущественно московскими продюсерами. В итоге многие кинопроизводители зарабатывают не на результате, а на процессе. Деньги «пилят», а на остаток что-то снимают. В связи с кризисом все источники невозвратных средств иссякли. Те, кто снимает на возвратные инвесторские деньги, которые надо вернуть да еще и с прибылью, пострадали в меньшей степени, поскольку некоторые инвесторы потеряли от кризиса, а некоторые нет.– Может быть, благодаря этому качество улучшится?– Это вряд ли. Качество улучшится лишь тогда, когда будет реальная конкуренция на рынке киноиндустрии. У нас ее пока нет, поскольку российский рынок недогружен отечественной кинопродукцией. Поэтому что бы вы ни сняли, это так или иначе на рынок попадет. Конечно, в зависимости от качества это будет либо телевизионный рынок, либо широкий экран, либо выход на DVD. Когда сложится настоящая конкуренция – как качественная, так и финансовая, – тогда все будет достаточно жестко. Сейчас же тяжело конкурировать с людьми, снимающими кино на деньги, которые не надо возвращать. Они могут себе позволить все. Они могут развратить многие наши студии, где цены теперь выше, чем в Лос-Анджелесе, потому что никто не беспокоится, сколько это стоит. Сколько надо, столько и заплатим. – И когда же начинаются съемки «Рыцарей неба»?– 5 января. В России они должны закончиться в середине февраля, еще одна съемочная неделя пройдет в США. К Каннскому кинофестивалю, который состоится в мае, мы должны все закончить. На экраны же картина выйдет в сентябре. Весь секрет в том, что мы просто поставили перед собой цель и добились ее. По большому счету, весь вопрос только в упрямстве.