Судоходство сидит на мели
Великий Новгород мог бы зарабатывать на водном транспорте, но пока деньги плывут мимо
Во время своего недавнего визита в Великий Новгород министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин сообщил, что намерен всячески способствовать превращению города в портовый и чуть ли не вернуть ему ганзейскую славу, когда купеческие суда из разных стран вереницей двигались по Волхову. Но сказать легко, а легко ли сделать? Ведь на пути к водному процветанию Новгорода есть ряд серьезных проблем.Одна из проблем, причем не самая глобальная, – в Новгороде практически нет порта. Пассажирского никогда и не было – просто стоял типовой дебаркадер на набережной. Теперь на этом месте у гостиницы «Россия» – в двух шагах от распиаренного и огламуренного Ярославова Дворища – из разбитых бетонных блоков топорщится ржавая арматура. Тут на излете советской власти пытались соорудить набережную. Вообще последнее советское десятилетие оставило на теле города три крупных шрама: вот эта кошмарная недостроенная набережная, достроенный (к сожалению) драматический театр – пугало из крошащегося бетона – и переселение грузового порта от моста Александра Невского у театра на окраину, в Деревяницы.Конечно, грузовой порт в центре стоять не должен (правда, и такое жуткое здание, как театр, тоже не должно, а стоит). Но тогдашние отцы города разместили порт… на правом берегу реки. А железная дорога есть только на левом, да и то в стороне. Видимо, власти решили, что жилой квартал на левом берегу (теперь это «Северный жилмассив») нужнее порта. Таким образом, это предприятие с самого начала было обречено на вымирание, а общая разруха в стране только усугубила ситуацию. Чтобы возобновить водный путь по Волхову, надо не только реорганизовать порт и, возможно, перенести его на новое место, поскольку к нынешнему нет даже шоссе, только кривая деревенская улица. Нужно модернизировать шлюз на Волховской ГЭС, который рассчитан только на небольшие суда. Все это возможно только в том случае, если перевозки по Волхову будут экономически выгодными. Но сейчас пока никто не занимается расчетами целесообразности речного судоходства на этом участке. Пока обсуждается только «планов громадье». Правда, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев уверен, что хотя бы часть «водных» планов будет реализована, потому что он уже договорился с Любеком, главным ганзейским городом, и тот поможет русским ганзейцам с речным флотом. Кстати, во время Ганзейских дней дедушка новгородского флота, старый пассажирский теплоход «Господин Великий Новгород», принадлежащий Клубу юных моряков, специально привезет гостей из Петербурга, чтобы показать возможность судоходства на Волховекомпетентно«Глупо сидеть на воде и не зарабатывать на ней!»Генеральный директор ОАО «Новгородский порт» Виктор Петров:– Нам мешает не отсутствие денег, а отсутствие единого руководства, нормального видения проблемы. Лично меня не устраивает нынешняя загрузка реки Волхов, то, что водный путь практически не используется. Автомагистраль из Петербурга и Москвы перегружена, сплошные пробки, все жалуются на это, но никто не смотрит на водный путь, не учитывает его, никто не хочет возить по нему грузы. А в советское время Волхов использовался и речной транспорт был. Сейчас наш порт перевозит 1000–1200 тонн груза в навигацию, а раньше перевозили 5000 тонн с лишним.Сейчас речных судов у нас в стране не строят вовсе, чиним старый флот, которому уже почти 40 лет, буквально клепаем-переклепываем, чтобы пройти освидетельствование Речного регистра. У нас есть 25 судов, из них 10 – буксиры-толкачи, есть несамоходные баржи, землесосы, другие суда гидромеханизации. Мы сейчас живем на то, что добываем песок в акватории, возим его и продаем. А могли бы возить и щебень, и лес. Причем более 300 тысяч тонн в навигацию можем возить! Для этого мы купили несколько судов типа «Беломорский» – оно может взять тысячу тонн груза, эти корабли работали на «Волго-Балте». У нас есть плавкраны, есть площадки для складирования груза, но нам никто не заказывает перевозки. Все привыкли, что Ленинградский морской торговый порт отгружает и принимает лес, все и везут лес до порта по железной дороге или по трассе, а мы просто выпадаем из этой обоймы.Когда нас в 1979 году выселили от театра, там остался недостроенный причал, который хотели сделать пассажирским, но его так и бросили. Меня все время упрекали в том, что мы не делаем туристических рейсов по реке и озеру, а как я их сделаю, когда у меня нет ни одного пассажирского причала? Я стал выяснять, кому принадлежит эта набережная, чтобы ее, может быть, взять в аренду, оказалось, никому, у нее нет хозяина – на нее нет документов. Когда губернатором стал Митин, я обратился к нему за разъяснением, и он мне даже не поверил: как это так, у набережной нет хозяина? А у гостиницы «Россия» в свое время стоял пассажирский дебаркадер, это было нормально, такие дебаркадеры ставили по всей стране, пассажиров это устраивало, речников тоже. Ходили пароходики на Мсту, на Старую Руссу, до Волховстроя... Теперь ничего не осталось. Рыболовецкого флота у нас тоже вообще не осталось. Тот, что был в Ильмене, весь уже погиб – все колхозы рассыпались на бригады, им крупное судно не потянуть, стали рыбачить на дедовских судах – на соймах. Чтобы исправить положение, нужно объединить усилия транспортников, использовать деньги и государства, и частного капитала. Нужно делать перегрузочный узел ниже Кречевиц, там близко объездная дорога на Москву и мост через Волхов, рядом строят гражданский аэропорт, можно подтянуть железнодорожную ветку от разъезда 64й километр, там не очень далеко. Но если мост на УстьЛугу сделают здесь, в продолжение Лужского шоссе, даже это нам лучше, чем то, что есть сейчас. Пусть у нас будет вторая площадка за Кречевицами, это нормально, многие порты имеют несколько грузовых районов. Главное, чтобы нам дали работать. Ведь это глупо: сидеть на воде и не зарабатывать на ней!