«Евреи Севера» хотят самостоятельности

По мнению коми-ижемцев, только статус коренного малочисленного народа даст им шанс на выживание

Часть представителей коми, проживающих большей частью в Ижемском районе республики, добиваются самоопределения и предоставления ему статуса коренного малочисленного народа. За этим требованием народа, который в республике называют «евреями Севера», стоят не только культурные, но и экономические интересы. В годы перестройки, когда по всей советской империи росло национальное самосознание, ижемцы напомнили о себе, объединившись в межрегиональное общественное движение (МОД) «Изьватас». А накануне Всероссийской переписи 2002 года отделение этой организации в селе Ловозеро Мурманской области обратилось к своим сородичам обозначать свою национальность не как «коми», а как «коми-ижемец». Совет движения единодушно поддержал это обращение, а депутаты муниципального образования «Ижемский район» выступили с призывом включить изьватас в перечень коренных малочисленных народов, утвержденный российским правительством.Призыв возымел действие. В ходе переписи 16,5 тысячи человек указали в переписных листах этноним «коми-ижемец». Таким образом, появление нового этноса стало юридической реальностью. Однако войти в перечень коренных малочисленных народов не так-то просто. Для этого необходимо ходатайство правительства субъекта Федерации. А власти Республики Коми не торопились такое прошение направлять в Москву. Причина очень проста: на территории региона проживают и другие этнические группы, которые могут пожелать получить вожделенный статус. Например, Усть-Цилемский район населяют русские, в основном старообрядцы, долгое время жившие несколько изолированно, и называющие себя устьцилёмами. Коми, проживающие в Удорском районе, также имеют отличия по языку и культуре, и называют они себя удорачи. Поэтому против самоопределения ижемцев выступила и очень влиятельная в республике организация движение «Коми войтыр». Но зачем ижемцам выделение себя в отдельный этнос и получение статуса коренного малочисленного народа? Все дело в том, что этот статус дает определенные права и льготы в области налогообложения и природопользования. Выступая на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов, состоявшемся нынешним летом в Ханты-Мансийске, председатель совета движения «Изьватас» Валентина Ануфриева пояснила: – Наши оленеводы получают зарплату по 2,5 тысячи рублей за свой нелегкий труд. Не видя перспектив, люди спиваются и деградируют. Смертность в два раза превышает рождаемость, много само-убийств, высока доля безработных. Льготы, которые предоставляются малочисленным народам, позволили бы нам хоть немного стимулировать развитие экономики. Так, если на предприятии 80 процентов работников относятся к представителям малочисленных народов, оно освобождается от уплаты налога на прибыль, а это позволяет развивать производство и создавать рабочие места.Глава РК Владимир Торлопов готов поддержать ижемцев. Выступая перед журналистами после конгресса, он заявил: – Я не вижу ничего страшного в том, чтобы пойти им навстречу. Уверен, это не внесет никакого раскола в ряды финно-угорского движения. Речь идет об определенных преференциях в социально-экономической сфере, направленных на улучшение жизни людей в конкретных условиях. Никто не преследует каких-либо политических целей в этом вопросе. Люди хотят нормально жить, заниматься традиционным хозяйством – земледелием, охотой, рыбалкой, – сохранять свой образ жизни и после прихода в их края современной цивилизации. Почему бы не поддержать их в этом?Однако пока дальше заявлений дело с места не сдвинулось. Как удалось выяснить корреспонденту «НВ», все документы, необходимые для представления федеральному правительству, уже готовы, но в Москву еще не отправлены. история вопросаКто такие ижемцыСамоназвание ижемцев – изьватас. В этническую группу они начали складываться в XV–XVI веках из трех очень разных народов: русских старообрядцев, живших в районе села Усть-Цильма, коми и ненцев. В местах проживания ижемцев было развито оленеводство и там же по рекам Печора и Ижма проходили торговые пути. Поэтому ижемцы стали и оленеводами, и купцами, и рыболовами, и охотниками. За их предприимчивость и деловую хватку ижемцев прозвали «евреями Севера». Постоянно растущее поголовье оленей вынудило изьватас расселиться на огромной территории от Кольского полуострова до Зауралья.Оленеводством, кстати, они занимаются совсем не так, как ненцы, привыкшие к кочевому образу жизни. Ижемцы летом выгоняют оленьи стада в тундру, а зимой возвращаются в свои села. Местные купцы строили в своих поселениях школы и православные храмы, электростанции и замшевые заводы, на которых производились изделия из оленьих шкур. Кроме того, они владели своими мануфактурами в Москве и Петербурге. На рубеже XIX и XX веков их оленья замша получила известность даже среди парижских модниц.Ижьватасы отличаются от остальных коми (которых они называют эжвалядь) не только языком, но и менталитетом. Ижемцам свойственны природная хитрость и чувство хозяина: это мое и попробуй только тронуть! Известны случаи, когда изьватасы подпаивали одного из вождей ненецких кланов водкой, а наутро тот узнавал, что все оленье стадо ему уже не принадлежит, а он сам со всем многочисленным семейством нанялся в батраки к ловкому ижемцу.Годы советской власти мало повлияли на характер ижемцев. Они упорно не шли в колхозы, многие эмигрировали в Финляндию, Швецию и Норвегию. В то же время промышленное развитие региона привело к уничтожению тысяч гектаров оленьих пастбищ, исконные земли ижемцев подверглись экспансии нефтедобывающих предприятий.компетентноВалентина Ануфриева, председатель совета МОД «Изьватас»:– К сожалению, на коми-ижемцев до сих пор не распространяются права и льготы социально-экономического характера и налоговые послабления в сфере природопользования, плоды от которых уже видят те же ханты и саами. Представители малочисленных народов освобождены от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд. На землях, официально объявленных территориями традиционного природопользования малочисленных народов, запрещена промышленная деятельность, которая ведет к загрязнению окружающей среды. Почему один из народов-соседей может пользоваться этими правами, а другой нет? Сегодня ситуация именно такова... Под коренной малочисленный народ, конечно, должны попасть наряду с оленеводами жители сел и деревень Ижемского района, а также коми-ижемцы, проживающие в других регионах.между тем…Заброшенный парк станет деревней национальностейПо предложению сыктывкарского градоначальника в столице Коми на территории заброшенного Мичуринского парка будет создана национальная деревня, где будут представлены подворья различных этносов, проживающих на территории республики. Одиннадцать руководителей национально-культурных организаций заявили о поддержке этой инициативы и готовы принять участие в строительстве своих подворий. Руководство города берет на себя обязательство обеспечить будущую национальную деревню всеми необходимыми инженерными коммуникациями и строительство мест общего пользования. А каждая из национально-культурных автономий должна, в свою очередь, к 1 марта представить эскизные проекты своих подворий и найти средства на их возведение. Коми-ижемцы пока не изъявили желания быть представленными в национальной деревне, перед ними стоят совсем другие проблемы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.