Наша драма на берлинских подмостках
В столице Германии завершился Петербургский театральный сезон
За четыре дня в Берлине было показано четыре спектакля театров имени Ленсовета, Молодежного на Фонтанке, марионеток им. Деммени и «Приюта комедианта». Главным событием стала встреча берлинских зрителей с Алисой Фрейндлих.Побывав в гостях у своего берлинского друга – киносценариста и режиссера Сергея Ашкенази (Алиса снималась у него в сериале «Женская логика») и дав интервью на «Русском радио», Алиса Бруновна открыла сезон – на сцене Театра-ам-Курфюрстендамм. Фрейндлих вышла в роли десятилетнего мальчика Оскара в знаменитом спектакле Владислава Пази «Оскар и Розовая дама», получившем две национальные премии – «Золотую маску» и «Золотой софит». Берлинский зритель обычно не слишком раскошеливается на цветы актерам, бывает, случаются за вечер один-два букета. Алису Бруновну просто завалили цветами. Ее любят как русские эмигранты, процентов на 70 наполнившие зал, так и немцы – они знают ее по фильмам и спектаклям, считают родной по крови. И мужчины, и женщины утирали слезы, растроганные историей мальчика, больного лейкемией, пишущего письма к Богу и проживающего за 14 дней целую взрослую жизнь. Многие в этот вечер назвали Алису Фрейндлих гениальной актрисой. Берлинцы, как это происходит повсеместно, давно переключили свое внимание на театральную антрепризу. И Театр-ам-Курфюрстендамм, который принимал петербургские коллективы, нередко отдает зал в аренду приезжающей антрепризе с громкими именами. Особенно удивительно, что в течение двух вечеров неизвестные Берлину театры – Молодежный на Фонтанке и «Приют комедианта», без медийных имен, – собрали полные залы. Спектакль «Касатка» в постановке Семена Спивака, не сходящий со сцены 11 лет, покорил и здешнюю публику. Хотя в антракте можно было услышать критические замечания по поводу устаревших приемов игры и что так теперь в Германии не ставят спектакли – все условнее, погрубее и попровокационнее. Но во втором действии по лицам этих же зрителей было видно, что они азартно включились в действие, и сочувствуют, и радуются как дети. Надо сказать, что публика в Берлине реагировала на шутки не просто смехом, а хохотом. В спектакле «Дама с камелиями» в постановке Вениамина Фильштинского («Приют комедианта») смеха как раз было мало. Но это не помешало зрителям следить в течение трех с лишним часов за действием, а потом долго кричать: «Браво», не отпуская актеров со сцены. Со зрительницей фрау Мильдой мы разговорились после спектакля. Она филолог, сейчас на пенсии. Фрау Мильда любит Александра Дюма-сына, и ей интересен театр из России. К нашей стране она испытывает теплые чувства, бывала в Москве и Петербурге, который по архитектуре и культуре ей нравится больше. Фрау Мильда отметила авангардность спектакля, хорошо поставленную хореографию, пластику в сочетании с психологичностью и душевностью. На сцене андеграундного театра «Энгельброт-унд-Шпиле» Театр марионеток имени Е.С. Деммени показал кукольный спектакль «Любовь к трем апельсинам». Несмотря на отдаленность от центра города, зрителей – взрослых и детей – собралось неимоверное количество, и не всем достались билеты. Те, кому удалось попасть, чувствовали себя счастливчиками. И все это дает право говорить, что петербургский сезон оказался для берлинцев настоящим рождественским подарком.Правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт выразил особую благодарность петербургским организаторам за наведение столь качественных мостов культуры между двумя городами – Берлином и Петербургом.