Валерий Сердюков: «Есть кризис или нет – надо реконструировать производство»
Губернатор Ленинградской области подвел итоги десяти лет своего руководства регионом
Нынешней осенью исполнилось 10 лет с тех пор, как Валерий Сердюков возглавляет Ленинградскую область. О том, каков сегодня экономический потенциал региона, каковы его сильные и слабые места, структура власти и чаяния людей, здесь живущих; в чем проблемы развития крупного и малого бизнеса и цели, достичь которых область стремится, корреспондент «НВ» беседовал с губернатором. – Валерий Павлович, а сейчас взялись бы вы еще раз за область, какой она была 10 лет назад? – Трудно сказать. Необходимо тщательно изучать ситуацию... С чего все начиналось? С того, что из мизерного бюджета, который имел наш регион (в 1999 году это было 5 миллиардов рублей), практически каждый рубль приходилось направлять на выплату зарплат бюджетникам, необходимо было закрывать все социальные проблемы. И мы тогда пытались выкроить хоть что-то из этих крох, чтобы направить средства на развитие бизнеса. Поскольку с самого начала мне было очевидно, что, если не развивать всевозможные бизнес-проекты, которые дают возможность получить дополнительную продукцию, мы никогда не сможем достичь экономического роста в регионе. Не случайно именно в Ленинградской области первым в России появился закон об инвестиционной деятельности. Мы одними из первых в стране стали предоставлять серьезные льготы инвесторам. И тогда же мы увидели зарождающийся интерес к лесопромышленному комплексу у многих представителей серьезного бизнеса. На тот момент в лесу работало более 2,5 тысячи разных «щипачей». Эти конторы были практически неподконтрольны ни по объемам вырубок, ни по объемам реализации, а соответственно, и по налоговому поведению. Мы провели в этом секторе серьезную реструктуризацию, сократив и укрупнив участников лесопромышленного бизнеса региона. Сегодня в области работают порядка 300 арендаторов лесных угодий, занимающихся переработкой леса. Мы систематизировали эту отрасль и стали получать серьезные налоговые поступления в бюджет.– Вы сторонник укрупнения бизнеса?– Категорически нет, но в лесном бизнесе это было необходимо. Малый и средний бизнес приносят бюджету чрезвычайно ощутимые дивиденды. И я отчетливо понимал, сколь необходимо его развивать. В 2000 году я заявил о возможности рассмотрения на Госсовете Программы развития малого и среднего бизнеса. На тот момент их по большому счету просто не было в России. Между тем малый и средний бизнес – одни из самых устойчивых и, что очень важно, взаимозаменяемых сегментов практически любой экономики. Закроется одно предприятие, на смену тут же придет другое или даже другие. Кроме того, быстро пришла уверенность в том, что невозможно вытянуть регион только за счет госсубсидий. Строить развитие региона на выбивании дотаций в тех или иных министерствах и ведомствах в Москве – порочный, тупиковый путь. Да, конечно, один-другой раз можно выпросить какие-то деньги, но в целом необходимо ориентироваться и полагаться только на собственные силы. Здесь главное – найти ту свою тему, которая и станет мощным двигателем всего региона.– В Ленинградской области какая тема стала номером один?– Мы активно продолжаем развивать транспортную инфраструктуру. Потребности в складских помещениях, в предприятиях логистики еще очень высоки. До сих пор большинство грузов следует через Ленинградскую область транзитом на Москву. Наша задача – организовать в регионе полный спектр переработки грузов, превратить область из перевалочного в крупнейший транспортно-логистический центр Северо-Запада. Объем инвестиций в инфраструктуру транспортных компаний, работающих на территории области, к концу 2008 года составит более 66 миллиардов рублей. В области пролегают важнейшие транспортные артерии, в пределах которых действуют сложившиеся коммерческие маршруты перевозок грузов. Эта деятельность приносит прибыль компаниям и является весомой статьей дохода для государственного бюджета. Мы активно развиваем морской и речной транспорт, поэтому создание морских портов на побережье Балтийского моря и формирование на их базе кластеров сопутствующих производств для нас приоритетно. На базе Выборгского судостроительного завода мы разрабатываем проект создания верфей, на которых будут строиться газовозы. А они, в свою очередь, будут необходимы для доставки сжиженных газов Штокмановского газоконденсатного месторождения в Европу и Америку. В России сегодня никто не выпускает подобные суда.Также мы будем энергично развивать сельский и экологический туризм. Наши климатические и природные ресурсы – тому большое подспорье. Я считаю развитие этого направления чрезвычайно перспективным. Уже сегодня мы имеем для этого хорошую инфраструктуру, особенно в Выборгском и Приозерском районах. Дальше будем продвигать Свирь, Онегу, Волховский, Лодейнопольский и Подпорожский районы. Надо возрождать и Лужский район, в котором просто необходимо развивать сельский и оздоровительный туризм, это прекрасная зона для санаториев, детских лагерей, турбаз.И еще одно из наших приоритетных направлений – развитие аквакультуры. Мы уже довели производство рыбы до двух тысяч тонн в год и все делаем для того, чтобы к 2010 году в Ленобласти выращивалось 5 тонн рыбы.Ни в одном магазине области вы больше не найдете ножек Буша, везде на прилавках курица местного производства. Мы смогли переломить ситуацию, не дав погибнуть птицефабрикам в 1999–2002 годах. Птицеводческие хозяйства получили необходимые кредитные ресурсы, мы существенно облегчили им налоговую нагрузку, предоставляли всевозможные льготы по оплате энергии и т. д. Результат значителен – в области сегодня работают все 17 птицефабрик, обеспечивая и Петербург, и область мясом и яйцом. Я нисколько не сомневаюсь, что так будет и с рыбой. По подсчетам экспертов области и городу требуется около восьми тысяч тонн рыбы в год. Так вот, через два года пять из них будет местным продуктом.– Сколь существенно кризис заставил переоценить перспективы формирования и исполнения областного бюджета? – В целом экономика области работает стабильно, не испытывая каких-то ярко выраженных последствий кризиса. Мы не почувствовали признаков оттока капитала. Все обязательства по инвестиционным проектам, в том числе и взятые иностранными компаниями, выполняются. Нет у нас и официальных отказов от инвестирования в то или иное производство в 2009 году. Тем не менее в правительстве создана комиссия по предотвращению возможных кризисных явлений в экономике и финансовом секторе области, мы чрезвычайно внимательно мониторим все кризисные процессы.Но нельзя отрицать, что кризис, безусловно, тормозит развитие каких-то областей бизнеса. Хотя одновременно он же и стимулирует развитие определенных направлений. У нас, например, сегодня сложилась непростая ситуация в Пикалево. Практически не работает Пикалевский глиноземный завод, «Евроцемент» и «Метахим». Мы разработали программы технического переоснащения этого производства, ведь за прошедшие 50 лет там вообще ничего не переоснащалось. «Евроцемент» финансирует реконструкцию всего своего производства, переход на другое сырье. Компания направит 3 млрд рублей в модернизацию завода для производства цемента по классическому способу (из известняка), чтобы использовать свои карьеры, общий объем запаса которых составляет 6 млн тонн известняка и 9 млн тонн глины. Уже в феврале следующего года предприятие выйдет на производство собственного клинкера из известняка, а к сентябрю будет налажен полный цикл производства цемента на новых печах и по новым технологиям. Причем в больших объемах (до 1,85–1,9 миллиона тонн в год) и с меньшей себестоимостью. К этому же моменту большая часть уволенных сотрудников вернется на прежние места работы. Знаете, есть кризис или нет, но необходимо реконструировать производство. Может быть, это, конечно, реально было осуществить менее болезненно, чем это случилось сейчас, но, как я уже сказал, именно кризис подтолкнул эти компании к полному перерождению.– Вы часто по делам службы бываете за границей. Какие модели управления из увиденных вам хотелось воплотить в Ленинградской области?– Для любого чиновника, конечно, всегда предпочтительна авторитарная форма управления, жесткая вертикаль власти. При такой структуре легче управлять: приказ издал, распоряжение выпустил, его исполняют, контролируют и т. д. Но КПД для населения всех систем власти обеспечивает равноправный симбиоз государственной и муниципальной властей. Такая система начала работать и у нас. Очень важна именно муниципальная власть, близкая и понятная народу. Чтобы население видело, ощущало на своей жизни работу муниципальных властей. Как отапливаются дома, улучшаются системы водообеспечения, как прокладываются и ремонтируются дороги и т. д. Нет никакой необходимости человеку за получением какого-либо рабочего разрешения идти к губернатору. Для этого есть муниципалы. И именно такая структура работает в Скандинавских странах, графствах Америки. И очень эффективно работает.Мы сейчас вводим в практику отчеты глав муниципалитетов о проделанной работе перед населением. Вот получил муниципалитет налогов на 20 миллионов рублей – и будьте любезны, отчитайтесь, объясните людям, куда и на что эти средства потрачены, на какие нужды они направлялись. Я думаю, что, как и в Америке, власть привыкнет отчитываться перед людьми, а люди привыкнут спрашивать, потому что они будут понимать и чувствовать, что это их деньги.– Полноценный диалог власти и бизнеса призвана организовывать Торгово-промышленная палата. Как вы считаете, почему ЛТПП стала самой большой региональной палатой России?– Да потому что бизнесу, в том числе и петербургскому, интересно взаимодействовать именно с Ленинградской областью. И территориальная заинтересованность в нашем регионе, и те условия для развития бизнеса, которые мы создаем, привлекают все больше и больше деловых людей. Кроме того, сам президент палаты Рашид Исмагилов и команда, которую он создал, – профессионалы с большой буквы. Бизнес видит полезность своего членства в палате. Особенно это очевидно и потому, что членство в палате стоит определенных средств, а я думаю, незачем напоминать, что бизнес уже давно научился считать свои деньги и просто так никому и ни за что платить не будет. Палата участвует в заседаниях правительства, вносит важные для бизнеса поправки и озвучивает правительству пожелания предпринимателей. Таким образом, бизнесмен – член палаты – чувствует свою вовлеченность и сопричастность и совершенно объективно может рассчитывать на лоббирование палатой своих интересов во власти.