Бездетное кино

Российские режиссеры и продюсеры не хотят снимать фильмы для детей без поддержки государства

Воспитывая патриотов АмерикиКакое кино нужно нашим детям? Об этом бессмысленно спрашивать самих детей – они не знают. Им подсовывают американскую жвачку, и они ее жуют. Этот вопрос еще более бессмысленно задавать взрослым – они это нужное кино все равно не сделают. Легче купить за недорого и «сбыть» наверняка американские фильмы и мультики, чем рисковать вкладывать в отечественное кино настоящие деньги. И эта проблема возникла вовсе не из-за экономического кризиса, не из-за уменьшения финансирования российского кино. Полтора десятка лет назад федеральные каналы «изгнали» из своих сеток детей, став, по выражению руководителя популярной на ТВЦ программы «АБВГДейка» Татьяны Черняевой, «практически бездетными». Затем появилось распоряжение президента о поддержке детского кино и открытии детского телевидения. Но сказать – одно, сделать – другое. Телеканалы создали, и даже не один: «Теленяню», «Бибигон», «Улыбку ребенка»… Но «эфирят» эти передачи в цифровом формате, и, увы, далеко не до всех детей они доходят.О воспитании подрастающего поколения у нас в обществе привыкли говорить как-то тихо и по-детски незрело. Будто маленькие детки с их маленькими бедками – тема несерьезная, неважная. Вот, мол, подрастут детки, тогда и будем решать их большие бедки. Но ведь тогда уже нечего будет и решать – психика ребенка в основном формируется до шести лет, дальше идет только коррекция. И уже сегодня можно предположить, что будет с нашим патриотизмом, с нравственными устоями, со сбережением национальных традиций лет через десять, когда сегодня все рейтинги побивают передачи «Комеди Клаб» и «Дом-2». А иностранная анимация уверенно берет верх, невзирая на ограничения, лицензирование, условия договоров телевещания о соотношении отечественных фильмов и иностранных. Один американский подданный с русскими корнями заметил: «Ваше телевидение воспитывает патриотов моей страны». Обидно, однако, за державу. Безусловно, говорить, что совершенно ничего не происходит в «детской сфере», будет неверно. В стране и в ближнем зарубежье проходят кинофестивали детского кино, одно время этим направлением была занята известная актриса Елена Санаева, сегодня этим занимается как может Ирина Алферова. От фестивалей, правда, выхлопа не так уж много. Призы, цветы, признание критиков и зрителей, овации заканчиваются… там же, на этих фестивалях. По возвращении домой участников и даже победителей, как правило, ожидает такое же забвение и невостребованность.Елена Добрякова, специальный корреспондент «НВ»Андрей Сигле: «Культура не может быть предметом коммерции»Около года назад на одной из пресс-конференций генеральный директор, продюсер Proline film Андрей Сигле (одна из последних его картин – «Александра» Александра Сокурова) горячо говорил о невостребованности продюсерами детского кино. И призывал собравшихся журналистов, режиссеров и коммерсантов обратить на эту тему особое внимание. Спустя год мы обменялись с Андреем Сигле впечатлениями о том, какая сегодня складывается ситуация.– К сожалению, ничего не изменилось, – посетовал Андрей. – Культура, искусство поставлены в конкурентные рамки, а это абсолютно безнравственно. Культура не может быть предметом коммерции.– Так что же ждет детское кино? Его вообще не будут снимать? – Его перспективы неразрывно связаны с перспективами нашего кино вообще. Ведь мы сегодня наблюдаем прежде всего не экономический, а духовный кризис, безответственность художников за то, что они делают. Кажется, главная задача для большинства из них – как можно больше заработать денег, насытиться деньгами, ну а дальше, мол, мы уже подумаем о нашей духовности, о наших детях. Какая-то очень странная позиция у художников. И никто не хочет думать об авторском и детском кино, о том, как живут молодые режиссеры, о том, как и что они будут снимать. – Думаю, большую роль в этом играет отсутствие государственной программы поддержки детского кино. Должен быть четкий план, должна быть цель, серьезное финансирование.– Культура у нас по-прежнему в загоне, финансируется по остаточному принципу. Появляются у государства средства, есть какие-то лишние копейки – что-то подкинут, профинансируют. Позиция нашего кинематографа такова: чем больше денег соберешь на этой «поляне», тем лучше. Если на этой «поляне» существует музей, то надо его переделать в бизнес-центр, потому что это принесет больше дохода. А вести разговоры о детском кино, о каких-то экранизациях – это пустая затея, это вообще дурной тон. Предпочитают потратить на какое-нибудь сногсшибательное, потрясающее, ошеломляющее, как американские горки, кино – чтобы оно собрало зрителя. А зритель наш как дети: если его не образовывать, не подсовывать хорошие книжки, я вас уверяю – такой у нас ребятенок неразвитый, духовно покалеченный и вырастет.– Знаю, что те, кто пишет сценарии для примитивных сериалов, сами не хотят, чтобы эти фильмы смотрели их дети. – Мы все находимся в некотором состоянии компромисса – либо плясать под ту музыку, которую нам заказывают, либо жить как классик нашего кино режиссер Сергей Овчаров, который не снимал ничего девять лет из принципиальных соображений – ждал настоящего проекта. И ведь дождался и снял свой прекрасный «Сад» по Чехову! Этот выбор мы все в той или иной степени вынуждены делать. К сожалению, многие сдаются. Осуждать трудно – надо кормить семьи.– Вы бы как продюсер взялись за картину для детей? – Я сейчас снимаю такое кино. Сценарий написал известный московский автор Олег Егоров. Рабочее название фильма – «Черный Питер». Это прозвище кота. Надеюсь, будет фильм для семейного просмотра, обращенный прежде всего к детям. Наверное, я рискую. Но, на мой взгляд, это нужно делать.Детское кино требует поддержки государстваЕлена Цвентух, главный редактор Российских мировых студий (RWS):– Мы постоянно говорим на нашей студии о детском кино и его проблемах. Но я думаю, какое-то время должно пройти, прежде чем мы приступим к кино для детей. Поскольку студия у нас чисто коммерческая, а детское кино подпадает в разряд некоммерческого, оно требует поддержки государства от начала до конца. А государство, как правило, выделяет лишь треть требуемых средств для съемок. Я уверена, что делать кино для детей сегодня технически слабым, незрелищным – нельзя. Дети, избалованные американским качеством, уже не воспримут дешевую поделку. Мы собираем предложения, информацию по детским фильмам, покупаем хорошие сценарии. Но пока все это все лежит в столе. Понятно, что для наших детей сегодня крайне важно снимать фильмы добрые, хорошие, требуются современные мюзиклы, в которых будут участвовать сами дети, короткометражки, сериалы.Не уверена, что современным детям нужны поучительность, назидательность. До революции были красивые сюжеты с достаточно лобовой моралью, чего делать нельзя и что можно. Сказка про Красную Шапочку трактовалась определенным образом, что девочки не должны ходить одни по лесу, а то выскочит серый волк и плохо будет девочке. Современным детям, скорее всего, требуется не назидательность, а побуждение к сопереживанию. Чем больше они будут сопереживать, тем больше им захочется походить на героев. Дети всегда склонны к подражательству. Именно поэтому я абсолютно против жестокостей, которые встречаются в мультфильмах. «Том и Джерри» совсем не безобидная анимация. Наш «Ну, погоди!» просто детский лепет по сравнению с американским аналогом. В «Томе и Джерри» постоянно происходит изрешечение из ружья, какие-то удары, расплющивания, вылетевшие глаза, оторванные уши. Маленькие дети не всегда могут понять, что назад глаза не вернешь и героя не оживишь – они же понимают все буквально. Думаю, такие фильмы вполне могут покалечить детскую психику, породить излишнюю агрессивность. Лично я своей дочке покупала на DVD наши мультики. Проследить, что сегодня по телевизору смотрит мой подросший ребенок, я уже не в силах, подозреваю, что эталон – «Комеди Клаб». И я ничего с этим не могу поделать.Американцам дешевле дать на благотворительностьИван Иклюшин, исполнительный директор телеканала ТБН (Санкт-Петербург):– У нас очень богатый опыт общения с западными партнерами, прежде всего с США. В Америке колоссальное количество, больше, чем где-либо производится нравственных, красивых, очень добрых программ, фильмов, мультфильмов для детей. Это же касается и продукции для молодежи, и семейного кино. Можно закупать за рубежом недоброкачественную, а можно доброкачественную продукцию – это вопрос отбора. Все, что снимается, поддерживается в Америке вовсе не государством или опосредованно государством, – либо это меценатская форма, либо частные вливания, целевое финансирование, поддержка от фондов. Весьма развито частное партнерство. Огромные деньги собираются потому, что миллионы семей на что-то жертвуют. Причем инвестиции вкладываются не с целью их возвращения обратно. Почему все это успешно работает? Во-первых, сама культура в США пуританская. Американцы говорят, что не государство, а именно они сами, граждане, должны помогать ближним, и подаяние очень сильно пропагандируется в США, с молоком матери люди это впитывают, с первым приходом в церковь, в воскресную школу. Вторая составляющая – правовые основы. В США действует такая система, как списание налогов. То есть с суммы, которую ты пожертвовал, ты не платишь налоги. По сути, нередко тебе дешевле дать на благотворительность, чем заплатить налоги. Деньги не проходят через бюрократическую машину – минуя министерство, бюджетные статьи, они сразу находят тех, кому предназначаются. Вот откуда берутся огромные фонды. Знаю, что в 2006 году более 270 миллиардов долларов было пожертвовано в США на благотворительность.между тем…Сбор от показа в США кинофильма «Сказки на ночь» за один уик-энд 26–28 декабря составил 28 миллионов долларов. По данным экзит-поллов, проведенных дистрибьютором картины Walt Disney Pictures, 69 процентов посетителей кинотеатров, посмотревших этот фильм, семьи. В первую неделю проката в России фильм заработал 1,3 миллиона долларов.Новый диснеевский мультфильм про пса-телезвезду и его приключения в реальном мире «Вольт» только за первую неделю проката в России собрал более 4 миллионов долларов. На 10 января сумма сборов от проката составила 10,6 миллиона долларов.Продолжение истории про четверых друзей из нью-йорксого зоопарка «Мадагаскар-2» два месяца оставалось лидером российского проката. Сбор от показа картины в России составил более 40 миллионов долларов.а как у них?«Детфильм» по-немецкиКак и многое в ФРГ, детское кино здесь развивается в полном соответствии с законом. В данном случае – с Законом о производстве кинематографической продукции (2004), ряд положений которого предписывают госучреждениям всемерную поддержку этого благого дела. Так оно и происходит: в год в Германии – при финансовом вспомоществовании Федерального министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, при спонсировании со стороны службы уполномоченного федерального правительства по вопросам культуры и СМИ, при финансовом участии десятков земельных детских Фондов – выпускается 30–50 фильмов и полнометражных мультиков для аудитории от 4 до 25 лет. Каждая единица такой продукции тотчас строго лицензируется: на коробках с кинолентами, поступающими в прокат, на обложках DVD-дисков указывается, на какой возраст ориентирована картина.Производство наиболее интересных детских фильмов спонсирует упомянутая служба уполномоченного: на полнометражный детский фильм выделяется 250 тысяч евро (и более), на короткометражку – 15 тысяч. Важно, что производство хорошего детского кино стимулируется и многочисленными премиями творческим коллективам за создание качественной продукции. Например, ежегодной премией «За лучший фильм для детей и юношества» (375 тысяч евро). Кроме того, в Германии ежегодно проводятся бесплатные «школьные недели кино», десятки фестивалей детских и юношеских фильмов, в том числе таких, на которых жюри рассматривает (и премирует) картины, созданные для детей самими же детьми.На мой взгляд, важно, что в ФРГ успешно функционирует как в реальной жизни, так и в виртуальной «сети» Немецкий центр детских и юношеских фильмов (KJF). Каждый месяц свыше 40 тысяч немецких родителей заглядывают на сайт KJF, получая доступ не только к аннотациям фильмов, рекомендованных педагогами детишкам определенного возраста, но и к роскошному меню детских и подростковых DVD. Заказать их можно тут же, по минимальной цене – и уже через 2–3 дня почта доставит вам на дом кино. Кино доброе, полезное и гарантированно не содержащее ничего, что не стоит видеть в возрасте именно вашего чада.Между прочим, такой доступностью и низкими ценами ставится своеобразный заслон молодежной американской видеопродукции, за которой юному поклоннику придется еще погоняться, даже скопив 15–30 евро на «диск», и которую ему – под угрозой наказания в уголовном порядке – все равно не продадут, если он не достиг «разрешительного возраста», в обязательном порядке указываемого на обложке.Можно сказать, что детское и юношеское кино прогрессирует в Германии семимильными шагами. И потому немецкие детские фильмы популярны не только в ФРГ, но и в других странах Европы, в России. Наверняка многим юным отечественным киноманам известны такие замечательные ленты, как «Эмиль и детективы», «Сорванцы», «Динозаврик Урмель» («Импи-Суперстар»), «Кнопка и Антон», «Лесной разбойник», «Биби – маленькая волшебница» (немецкая «сестра» Гарри Поттера), «Руди – гончий поросенок».Если что и волнует местных детских и юношеских кинематографистов, то не отсутствие средств, а уход подрастающего зрителя в интернет и его пристрастие к коротким, подчас «слишком взрослым», клипам в режиме реального времени (порталы YouTube и др.). В том числе и этой проблеме ухода маленького зрителя из кинозала во «всемирную сеть» был посвящен представительный конгресс «Видение кино – 2008», проходивший в декабре в Берлине. Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.