Донатас Банионис: «Кино практически умерло!»
Знаменитого актера пугает, что поиск смысла жизни заменяется сегодня поиском денег
Узнав, для какой газеты я буду писать интервью, обычно не очень улыбчивый Банионис заметно оживился: – Вы из Петербурга? Замечательный город, удивительный! Для меня он – просто чудо. По сей день в памяти первый мой приезд к вам. Это было, если не ошибаюсь, в 1947 году. И город тогда назывался Ленинградом. Я каждый день ходил в Эрмитаж, и мне все время казалось, что название города и название музея диссонируют. Эрмитаж должен быть только в Петербурге, так же как Лувр может находиться только в Париже!– А как вам, господин Банионис, Петербург сейчас? Вы же, кажется, совсем недавно к нам приезжали?– Да я и вообще нередко у вас бываю – у меня остались в России и друзья, и рабочие связи. – Замечаете, наверное, как быстро город меняется? Нас ведь теперь называют культурной столицей… – Не знаю, имею ли я право об этом говорить… Но о какой культуре идет речь, когда на улицах даже правила дорожного движения не соблюдают? Это я ворчу, потому что характер такой – все замечаю и после высказываю. А как вы думаете, сколько моих ролей меня удовлетворили? – Ну, учитывая, что в театре вы играли больше чем в ста спектаклях плюс почти семьдесят киноработ… Думаю, вы довольны ролями пятьюдесятью-шестьюдесятью…– Вот и нет! Таких наберется всего пять-шесть! А то, что меня пока еще не забыли ни в Литве, ни в России, говорит лишь, что моя работа получила какой-то отклик у зрителей. Но похвалы, которые я слышу, чаще всего пустые слова. Особенно если их произносят ваши коллеги. Был когда-то момент, в который я почувствовал себя знаменитым. И спасибо Юозасу Мильтинису, который мне вовремя объяснил: «Ты думаешь, что они тебя вправду хвалят? Они могут сегодня так написать, а завтра – совсем наоборот. Да к тому же они мало разбираются в нашем деле. Вот я понимаю, где настоящая правда. И говорю тебе напрямую: ты вчера сыграл ужасно, и мне плевать на то, что в газете написано, будто бы это твоя лучшая роль!» – Суровый урок…– Юозас меня воспитал. Он меня, можно сказать, слепил. Я пришел к нему в театр в 17 лет, проработал с ним полжизни. И за эти годы научился ему верить, потому что понял, что только выигрываю, когда не иду против его воли. Тем более что Мильтинис был не только талантливым режиссером, но и замечательным человеком – умным, тонким, интеллигентным. Его друзьями были Барро, Рено, Пикассо, Вилар. И трудно сказать, как бы сложилась его судьба, если б он не стал заложником политических игр...– К сожалению, в прошлом веке мало кому повезло жить совсем в стороне от политики. Вас ведь она тоже наверняка зацепила? – В какой-то мере. Хотя я всегда старался держаться подальше от властей.– А мне кто-то говорил, что вы были любимым артистом Брежнева…– Точно про это сказать не могу, но встречался я с Леонидом Ильичем только один раз, на заседании Верховного Совета. Он тогда был уже совсем плох, и, мне кажется, хоть мы и сидели друг против друга, меня не узнал…– Но с Горбачевым-то вы общались? Многие уверены, что вы его убеждали подписать отсоединение Литвы!– Нет, нет, нет! Просто когда Михаил Сергеевич приезжал в Литву, я был на его выступлении. Он долго говорил, а потом один очень уважаемый человек, профессор, встал и сказал: «Мы хотим получить независимость!» И весь зал – человек пятьсот – его поддержал. Горбачев даже немного растерялся и спросил почему-то меня: «Донатас Юозович, и вы тоже за независимость?» Ну я в ответ и кивнул...– Я слышал еще, что Путин решил стать разведчиком после того, как посмотрел фильм «Мертвый сезон». – Было дело… Он мне сам про это говорил… Но давайте-ка сменим тему – не хочу касаться политики. Вот вы знаете, например, что у Саввы Кулиша были планы сделать «Мертвый сезон – 2»? Да-да. Мы встретились с ним случайно на фестивале в Москве, и он мне говорит: «Знаешь, я ведь думал, что нашу картину положат на полку, а она имеет сумасшедший успех. Может, сделаем продолжение?» Я, конечно, сразу согласился, и мы начали рассуждать, какое развитие могла иметь эта история. Даже многое уже напридумывали. Но ничего сделать не успели. Сначала умер Ролан Быков, а потом и сам Кулиш…– Жаль. Теперь таких фильмов у нас не снимают… – Теперь их нигде не снимают! Вы посмотрите, какие ленты получают призы на фестивалях, и сразу поймете: кино практически умерло! И знаете почему? Потому что вместо талантливых режиссеров приходят неумейки, которые сами не знают, чего хотят!– Да не все же такие бесталанные! Ваш сын, Раймундас, тоже кинорежиссер!– И что с того? Снял после института пять фильмов и уже 15 лет как бросил кино и занимается телевидением, театром и оперой.– Причем вполне успешно занимается!– Не надо так говорить! Я же вам сказал: хвалить творческого человека – это значит убивать творческого человека. А я своего сына люблю. Раймундас подарил нам с женой двух внучек и внука. – Они знают, что их дедушка – народный артист СССР? Фильмы ваши смотрят? – Что им эти фильмы… Новому поколению литовцев ближе Америка.– Вы сказали это с грустью или мне показалось?– Не по поводу Америки! Просто иногда страшно смотреть, как люди заменяют поиск смысла жизни поиском денег…– Чтобы отвлечь людей от материальных интересов, надо им их чем-то заменить. Но такой замены, увы, пока нет…– Как нет?! А Евангелие? Если время от времени перечитывать Евангелие, начинаешь понимать самое главное!– Да что же именно? – Куда человечество идет последние 2000 лет…