Уроки 2008-го
Подводя итоги минувшего года, «НВ» предлагает задуматься о ближайшем будущем, о том, как нам надо прожить год 2009-й, чтобы избежать прошлогодних ошибок
от редакцииВ тени от надвигающегося как грозовая туча кризиса вспоминать события года минувшего – по преимуществу сытого и беззаботного – вроде бы как-то неуместно. Зачем травить себе душу, перечитывая прошлогодние дискуссии на интернет-форумах: какой «паркетник» и плазменный телевизор лучше взять в кредит, в какую заграницу поехать отдыхать? О будущем сейчас нужно думать, о том, как выжить… Мы тоже за то, чтобы думать в первую очередь о будущем. Но великие русские историки – от Соловьева и Карамзина до Льва Гумилева – говорят, что ответы на все новые вопросы в истории уже есть. Нужно только уметь их найти. Давайте вспомним, как мы прожили совсем недавнюю историю – 2008 год.Для Петербурга (не горожан, а города как такового) 2008-й стал годом больших проектов. Благо денег и в федеральном, и городском бюджете было – на пароходе не увезешь. Это была почти идеальная антикризисная стратегия (хотя об этом тогда не думали). Встретить кризис с новыми дорогами, мостами, причалами, автозаводами, новыми крупными социальными объектами – стадионами, театрами, то есть всем тем, что в любых условиях будет работать и окупать себя, – лучшего нельзя было и желать. Но даже самую мудрую стратегию можно довести до абсурда. Ведя десятки уже начатых суперстроек и открывая новые, в 2008 году город в них просто увяз. Новый стадион предстояло полностью построить за счет городского бюджета. Орловский тоннель – с частью городских денег. Так же как и «Надземный экспресс». Достройка сухопутного участка КАД, дамбы, строительство второй сцены Мариинского театра шли целиком за счет федеральных денег, но городу тоже приходилось в эти проекты вкладываться. Намыв на Васильевском острове и строительство там пассажирского терминала, строительство Юго-Западной ТЭЦ, «Балтийской жемчужины», подготовка территорий под строительство в «Северной долине» и Конной Лахте, реконструкция Апраксина Двора, хотя шли за деньги частных инвесторов, тоже требовали ресурсов и сил. Плюс к тому подготовка территорий под новые автомобильные заводы, компьютерный завод в Колпино. Более 40 миллиардов рублей за год предстояло освоить городскому комитету по благоустройству и дорожному хозяйству – на ремонтных работах, мощении тротуаров, строительстве развязок, расширении набережных. Проблема была даже не в деньгах – федеральный центр всегда мог прислать еще. Не хватало ресурсов – материальных, трудовых, интеллектуальных. Ведь и в частном секторе был строительный бум, построить за год 2,7 миллиона квадратных метров жилья – для этого нужны и руки, и сырье.Кризис больших проектов наступил еще до экономического кризиса. Уже в середине года было ясно, что воз, который взялся везти Петербург, слишком перегружен. С точки зрения экономики, городского хозяйства в этом не было большой беды, ведь не о хлебе же насущном шла речь. Тревожным звонком стало другое: город не хотел признавать очевидных вещей. На строительстве стадиона летом только заливали фундамент, но официальные лица продолжали твердить, что объект будет сдан в конце 2008-го, в крайнем случае – в 2009 году. На строительстве второй сцены Мариинского театра не был даже откопан котлован – но федеральные и городские чиновники уверяли публику, что театр будет построен в срок и в пределах первоначальной сметы. По Орловскому тоннелю, «Надземному экспрессу» вообще были сорваны все сроки, работы даже не начинались, но провалы объясняли мелкими техническими трудностями.Впрочем, казенный чиновничий оптимизм тоже можно было бы пережить. Но одни проблемы влекли за собой другие. Развернув десятки крупных и сотни средних строек, бюджет стал крупнейшим заказчиком на строительном рынке. Что за неполный год привело к росту цен на строительные материалы и услуги на 40–60 процентов. В итоге сметная стоимость стадиона на Крестовском возросла за пару лет почти в четыре раза, так и не начатого Орловского тоннеля – в три раза. Километр кольцевой автодороги обошелся бюджету от 75 до 100 миллионов долларов – в десять раз дороже, чем стоят такие дороги в Европе. Да что там мегастройки. Откроем книгу городского заказа за прошлый год. Вот скромный объект – здание РУВД на озере Долгом. Стоимость строительства – почти 600 миллионов рублей. По докризисному курсу – 25 миллионов долларов. В Европе за такие деньги можно купить исторический замок. Здание культурного центра в Красногвардейском районе – 790 миллионов рублей. В иных странах оперные театры дешевле обходятся. За бюджетными ценами немедленно подтянулись и рыночные: квадратный метр жилья в Петербурге в минувшем году стоил почти вдвое дороже, чем в Берлине, и немногим дешевле, чем в Лондоне. Впрочем, мы все отчасти этому радовались – ведь вместе с мегапроектами росли и зарплаты, банки любому работающему человеку открывали почти неограниченный кредит – покупай что пожелаешь. За год объем кредитов, взятых населением страны, вырос на 25 процентов (с 3 до 4 триллионов рублей), в Петербурге же он почти удвоился. И, как отмечено в нашем календаре событий, сейчас составляет 45 тысяч рублей на каждого горожанина. Резонный вопрос: и чему же нас учат уроки прошлого года? Что, не нужно было ничего строить – ни заводов, ни дорог? И кредиты не брать? Общего ответа на эти вопросы нет. Конечно, нужна и инфраструктура, и новые производства, и соцкультбыт. Нельзя было только допускать таких опасных диспропорций, какие сложились к началу кризиса. Особенно в области образования и подготовки кадров. В систему профтехобразования давно уже никто ничего не инвестирует, поэтому западные концерны строят у нас только сборочные заводы, куда можно взять человека с улицы и за пару месяцев подучить. И без сожаления сократить, что сейчас и происходит. Старые петербургские заводы не в состоянии наладить выпуск даже простейших комплектующих для автопрома – нет специалистов. Приходится опять звать иностранцев. Даже если отечественная наука создала бы сейчас какой-то прорывной продукт – водородный двигатель внутреннего сгорания или вертолет по цене автомобиля, – нет предприятия, где можно было бы их построить. Впрочем, ничего такого нам со стороны науки не грозит. В науке ведь тоже кадровый кризис. Зачем молодому человеку учиться 15 лет, идти в науку, чтобы получать там как продавщица в супермаркете или охранник в баре.С чем вступает в кризис Петербург? С десятками неоконченных строительных проектов, с закрывающимися зарубежными автозаводами, со своими предприятиями, которые тоже разучились работать на рынок, предпочитая госзаказ? С сотнями тысяч менеджеров, продавцов, охранников, ничего не умеющих, кроме выполнения простейших обязанностей? Если этот урок ничему нас не научит, через год придется подводить еще более печальные итоги.Полную версию спец-выпуска
"Уроки 2008-го" читайте в газете "Невское время", № 8 (4276) от 21 января 2008 г.