«Ни один из сомнительных конкурсов не состоялся»
Петербургские власти ставят ценовой заслон импортной продукции и дают льготу отечественным производителям.
В нынешнем году самый большой «кусок пирога» – государственного заказа Санкт-Петербурга, который составит 180 миллиардов рублей (в прошлом был 221 миллиард) – достанется российским производителям. С разрешения Минэкономразвития город будет закупать отечественную продукцию с преференцией в 15 процентов, а для импорта цена, наоборот, будет снижаться на 15 процентов. Протекционистские новшества «НВ» прокомментировала заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Ольга Ромашова.– Как вообще делится пирог государственного заказа – сколько автоматически, то есть без конкурса, достается монополистам, удается ли что-то выиграть представителям малого бизнеса? – Доля заказов у так называемого «единственного поставщика» – то есть монополий, ежегодно снижается. В прошлом году 68 процентов заказа было размещено на конкурентной основе, то есть на торгах – конкурсах, аукционах, в том числе электронных аукционах. Три года назад соотношение конкурентных закупок и закупок у единственных поставщиков было прямо противоположным. В результате такой политики удалось сэкономить 11,7 миллиарда рублей, на 1,5 миллиарда больше, чем в 2007 году. И более 60 процентов от объема заказа досталось именно малому бизнесу.– В этом году всему отечественному бизнесу – и крупному, и малому – придется нелегко. Какими льготами вы его поддержите, чтобы деньги не уходили поставщикам зарубежной техники, материалов? – Льготы весьма существенные. Теперь мы можем предоставлять им преференции в размере 15 процентов от начальной цены государственного контракта. И наоборот – при сопоставлении заявок и подсчете баллов для участников, предложивших иностранный товар, будет производиться наценка в пределах 15 процентов. Иностранным товаропроизводителям придется формировать свои ценовые предложения с учетом этих 15 процентов. В итоге и бюджет выигрывает, и отечественный производитель, поскольку иностранные товары вряд ли будут предлагаться дешевле, чем отечественные. – Но при этом антимонопольное ведомство отмечает рост числа нарушений в системе госзаказа Петербурга. На недавней пресс-конференции руководства Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу говорилось, что в 2008 году было почти 600 жалоб на нарушения в сфере размещения заказов.– Вся эта информация есть на нашем официальном сайте госзаказа. И у нас другая статистика. По состоянию на 10 февраля в УФАС по Санкт-Петербургу поступило и принято к рассмотрению 116 жалоб. Из них 89 жалоб поступило в 2008 году. Но при этом в минувшем году было проведено свыше 441 тысячи государственных закупок. Получается, что в среднем 1 жалоба приходится на 4950 процедур. Что касается расхождений в цифрах – часть из этих жалоб отозвана заявителями, многие признаны необоснованными.– Но и среди предпринимателей бытует мнение, что конкурсы выигрывают только «свои»…– Мы уже неоднократно говорили о том, что система государственного заказа – очень открытая. Абсолютно вся информация есть на указанном официальном сайте. Вход открыт для всех. Не буду вдаваться в детали – система определения победителей многоуровневая, с перекрестным контролем. Просто повторю цифру: в прошлом году была распределена 441 тысяча заказов. Многовато для того, чтобы раздать их «своим», – не так ли? – А как вы можете прокомментировать скандальные конкурсы по закупкам по астрономическим ценам панировочных сухарей и шампуров?– То, о чем вы говорите, как раз доказывает, что открытость системы петербургского госзаказа – не просто лозунг, а закон. Ведь ни один из сомнительных конкурсов не состоялся! Лишь только информация об их объявлении появилась на сайте и в нашем журнале, общественность и средства массовой информации забили тревогу. В итоге скандальные конкурсы были отменены, причем еще до этапа вскрытия конвертов с заявками участников.– Предприниматели также жалуются, что процедура получения оплаты за выполненный заказ сложна и длительна. Не прорабатываются ли сейчас изменения в соответствующие нормативные документы?– Далеко не всегда оплата по государственным контрактам производится исключительно по факту исполнения. Нередко она производится поэтапно, кроме того, многие государственные заказчики предусматривают в своих контрактах авансирование до 30 процентов от цены контракта. А по определенным видам государственных контрактов – до 80 и даже до 100 процентов. Поэтому игра стоит свеч – и для города, который обеспечивает свои нужды и при этом поддерживает рынок российских товаров и услуг, и для предпринимателей, для которых государство является самым крупным и надежным заказчиком.