Труднее будет бюджету – легче людям
Фракция «Единой России» в Госдуме предлагает снизить налоги для граждан и бизнеса и сократить расходы бюджета
На днях состоялась встреча депутатов фракции «Единая Россия» с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, посвященная обсуждению антикризисных мер. О том, какой пакет предложений по выходу страны из кризиса представили законодатели руководству страны, рассказал «НВ» один из участников совещания, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.–Первое серьезное предложение – объявление трехлетнего моратория на повышение любых налогов. Введение подобной нормы явилось бы важным идеологическим фактором, направленным на укрепление взаимного доверия государства и налогоплательщиков. Юридическое закрепление моратория на повышение налогов на кризисный период способствовало бы стимулированию как иностранных, так и внутренних инвестиций в отечественную экономику.Другой реальной законодательной мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса может служить предложение об увеличении с 20 до 60 миллионов рублей предельного размера годового дохода предприятий, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.– А что конкретно даст эта возможность для предпринимателей?– Предусмотренное в настоящее время значение предельного дохода для применения упрощенной системы налогообложения не в полной мере учитывает темпы роста индекса потребительских цен и существенно ограничивает возможности малого и среднего бизнеса в применении указанного льготного налогового режима.Реализация предлагаемой меры позволила бы реально снизить налоговую нагрузку на малые и средние предприятия. В целях экономической поддержки вновь создаваемых малых предприятий было бы целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении им налоговых каникул сроком на 1 год.– То есть речь идет о серьезной либерализации налоговой системы. В связи с чем, наверное, можно спросить о смягчении уголовной ответственности за налоговые правонарушения? Об этом, кстати, в бизнес-сообществе циркулирует немало разных слухов…– Да, вопрос о повышении ответственности налоговых органов и их должностных лиц за предпринимаемые ими действия и принятые решения стоит весьма остро.Как показывает практика, основные проблемы в сфере налогового администрирования связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется. Учитывая факты необоснованных претензий должностных лиц налоговых органов к налогоплательщикам, связанных либо с некомпетентностью, либо со злоупотреблениями со стороны этих лиц, депутаты фракции начали работу над поправками в Уголовный кодекс. В стадии рассмотрения поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за привлечение к ответственности лиц, заведомо невиновных в совершении налоговых правонарушений. Такая мера явилась бы дополнительной государственной гарантией от фактов произвола налоговых органов на местах.– Какие новости ожидают нас в области самого модного налога, о котором так много пишут и говорят… – Вы имеете в виду НДС? В этом направлении разрабатывается ряд законодательных мер, направленных на существенное ускорение возврата НДС по экспортным операциям.Чрезвычайная сложность, а порой невозможность получить возмещение НДС приводят к тому, что значительные средства налогоплательщиков на длительное время «замораживаются», а иногда и просто теряются. Сфера возмещения НДС уже достаточно давно отличается повышенной криминогенностью, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны госчиновников. Первоочередной задачей в этом направлении мы видим подготовку законопроекта, предусматривающего ускорение возврата НДС при совершении экспортных операций. В качестве наиболее приемлемого пути законодатели рассматривают не механическое сокращение срока камеральной проверки, что в условиях расширения масштабов схем неправомерного возмещения НДС неизбежно привело бы к потерям федерального бюджета, а введение заявительного порядка возмещения в отношении так называемых традиционных экспортеров. – Возврат НДС – проблема большого бизнеса. А можно ли как-то облегчить налоговое бремя для простых граждан, особенно малоимущих?– Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. В условиях экономического кризиса, отбросившего значительное число людей за грань бедности, реализация подобной меры явилась бы одной из наиболее актуальных мер, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан.Помимо этого, депутаты фракции «Единая Россия» считают необходимым увеличение социальных и имущественных вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. Особое внимание должно быть уделено мерам адресной налоговой поддержки многодетных семей, инвалидов и других социально наименее защищенных категорий граждан. Наряду с сохранением плоской шкалы налога на доходы физических лиц мы будем настаивать на освобождении от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума. – Ходит немало разговоров о повышении инвестиционной активности среди самих граждан, то есть о приобщении их к экономике страны через ценные бумаги…– Действительно, в условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. По оценкам аналитиков, объем сбережений российских граждан составляет более 5 триллионов рублей и 923 миллиарда долларов США. Однако большая часть этих сбережений не работает на развитие экономики. В этой связи мы считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) доходов граждан от осуществления инвестиций на фондовом рынке.Помимо своей социальной направленности, подобная законодательная мера способствовала бы притоку дополнительных инвестиций в экономику страны за счет мобилизации сбережений граждан.– Вы сторонник жесткого контроля расходов бюджетных денег. Какие реальные меры будут приняты в этом направлении?– Сегодня, когда на учете каждый бюджетный рубль, крайне важно установить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за низкое качество организации бюджетного процесса, которое влечет завышение потребности бюджетных ассигнований, затягивание разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, неравномерность кассового исполнения бюджета. Настало время ужесточить основания для переноса неиспользованных средств на следующий финансовый год. Мы постоянно отмечаем низкое качество бюджетного планирования и плохую организацию исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями этих средств. Практика последних лет показывает, что основные суммы расходов осуществляются даже не в четвертом квартале, а в декабре текущего года.Анализ помесячного исполнения расходов федерального бюджета в 2008 году свидетельствует о том, что наибольший их объем – порядка 30 процентов расходов от годовых сумм – приходится на ноябрь и декабрь, а по национальной экономике и жилищно-коммунальному хозяйству – 60 процентов от годовых назначений.Как правило, на конец года образуются значительные объемы неиспользованных главными распорядителями средств. По данным Счетной палаты, на конец 2008 года остатки таких средств составили 800 миллиардов рублей.Причинами являются затягивание разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, некачественная подготовка проектно-сметной документации, позднее заключение государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд. – Помогут ли решить жесткие меры проблему «недостроя» в регионах?– Действительно, статистика показывает, что объем незавершенного строительства остается большим. И это не может не вызывать тревоги.Из 2700 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2007 году, введены в эксплуатацию 1865, при этом 4587 строек и объектов имели техническую готовность менее 50 процентов. По состоянию на 1 января 2008 года объем незавершенного строительства увеличился по сравнению с 1 января 2007 года на 60 миллиардов рублей и составил 175 миллиардов рублей, что в четыре раза больше, чем в 2004 году.Сформирован подход, при котором каждое ведомство в произвольном порядке распределяет и предоставляет поддержку регионам. Функции по координации работы по предоставлению средств на строительство региональных объектов должны быть сосредоточены в одних руках, то есть в одном министерстве.В целях сокращения объемов незавершенного строительства необходимо сохранить сроки сдачи и объемы объектов, сократив размер финансирования за счет уменьшения сметной стоимости строительства с учетом падения цен на строительные материалы и расширения предложений на рынке труда.