Учитель довел актера до сердечного приступа
Известный режиссер в Петербурге снимает фильм о паровозах
Работа над фильмом «Густав» проходит на территории завода, производящего железобетон. Чтобы попасть туда, съемочная группа ежедневно отправляется из Петербурга к Большой Ижоре, что за Ломоносовом. Финальная точка долгого пути находится посреди леса, где снег бел даже у дороги, а следы вокруг все больше звериные, нежели человечьи. За воротами предприятия кинематографистов встречают обещанные объявлением на заборе «злые собаки», которые, впрочем, ни на кого не лают и большую часть дня лежат под елками, где нет снега.За последние месяцы позади завода вокруг заброшенных железнодорожных путей раскинулся поселок. Здесь есть своя баня (правда, сгоревшая), спецотдел НКВД, будка железнодорожника, депо и несколько, по всей видимости, жилых домов (впрочем, как жилые они выглядят только с одной стороны – с той, которая попадает в объектив камеры; другой стороны у них попросту нет). Трудно поверить, но до приезда кинематографистов здесь вообще ничего не было, по обе стороны железной дороги простирался лес.Поселок под многозначительным названием Край – не единственное место действия фильма Алексея Учителя. По сюжету, действие происходит в Сибири в 1945 году. Сюда приезжает машинист Игнат (Владимир Машков), который, побывав в Берлине, видит, что хозяйство в Крае ведут нерационально. Но поселок воспринимает чужеземца и его идеи в штыки. У них уже есть машинист Степан (Вячеслав Крикунов), который привык, что здесь он – лучший во всем. Однажды Игнат узнает, что на острове неподалеку есть еще один заброшенный паровоз, и отправляется за ним. Вот только железнодорожная переправа разрушена: часть опор снесло водой. Игнат попадает-таки на остров, находит заржавевший паровоз, а в нем дочь арестованного немецкого инженера Эльзу (Ань-йорка Штрехель). Она живет в паровозе, скрывшись от людей. В войну местные убили ее возлюбленного – Густава, и теперь в честь него она назвала этот паровоз. Эльза помогает Игнату достроить мост и перевезти паровоз в поселок.Съемки строительства переправы проходили на Вуоксе. Владимир Машков много часов провел по пояс в холодной воде и однажды даже чуть не утонул (за свое спасение он теперь благодарит дублера, рисковавшего ради него жизнью). Хрупкая актриса, играющая Эльзу, сама волоком таскала шестиметровые бревна и скидывала их сверху в воду.– Пришлось многое преодолеть, – делится впечатлениями Машков. – Зато теперь не стыдно смотреть железнодорожникам в глаза.Благодаря этой картине, актер уже заправски водит паровозы. Причем снимается он даже с температурой 39. Но, по его словам, главное лекарство, которое излечивает от всех недугов, это крик: «Мотор!».– Я не знаю ни одного другого актера, который уже год на картине и при этом не читает ни одного сценария, не хочет говорить о других фильмах – живет только в этом, – поделился своим восхищением с журналистами режиссер Алексей Учитель.На днях кинематографисты будут снимать еще один зрелищный эпизод: гонки на паровозах. Над ним будут работать 22 марта в Луге – там есть длинные параллельные неэлектрифицированные пути, как это требуется по сценарию.Алексей Учитель, несмотря на звездные имена задействованных в его картине актеров, говорит, что главные герои фильма – паровозы. Для него они как живые. Но есть и еще один необычный персонаж – медведь Степа. В одном эпизоде он должен был бежать за паровозом.– Пятнадцать раз пробовали – стоит как вкопанный! – рассказывает Учитель. – Дрессировщик Юра нам сказал: «Побежит, но только один дубль». Мы подвели второй паровоз сзади, он включил фары и загудел… Мишка посмотрел и так рванул, что обогнал наш первый паровоз – даже камера не успела снять. Правда, после этого у него был сердечный приступ. Четыре пачки валидола ему дали – отошел. Но теперь, сколько ни гудит паровоз, медведь с грустью смотрит и просто отходит в сторону.– Это кино о борьбе, о мужестве, в нем много разных чувств, эмоций, переживаний, – сказал корреспонденту «НВ» Владимир Машков. – Это жизнь человека, который находится на краю. В войне – он уже победитель. Но теперь, когда, казалось, самое страшное закончилось, в новой, послевоенной жизни ему вновь нужно или побеждать, или сдаваться. Стоит вопрос: что делать дальше, как человек должен жить? Это кино и про совесть, и про любовь. Да, наверное, самое главное – про любовь. А про другое и смысла нет снимать!Сравнивая работу в американском кино и в российском, Машков подчеркнул:– У нас есть ожидание чуда, а у них оно укомплектовано в финансово-экономические рамки. Мы сейчас снимаем и не знаем, будем ли завтра снимать. Нам никто ничего не обещает. Вообще сниматься везде интересно. Но работа в кино в Америке дисциплинирует.