Секвестры на дорогах
В Коми резко сокращено финансирование содержания и строительства автотрасс, а это приведет к их полному уничтожению
Глава Республики Коми внес на рассмотрение Госсовета РК поправки в республиканский бюджет на 2009 год. Предполагается, что доходы сократятся почти на 6,5 миллиарда рублей, а расходы – на 4,5. Одним из главных пострадавших от секвестра станет дорожная отрасль. Такое урезание объемов финансирования строительства, ремонта и содержания автотрасс региона не могло не вызвать серьезной озабоченности самих дорожников. В марте дважды по этому поводу собирался пленум Коми республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Результатом бурных дебатов стало обращение к президенту России Дмитрию Медведеву.Как пояснил корреспонденту «НВ» председатель регионального отраслевого республиканского комитета (рескома) профсоюза Иван Урсу, сокращение объемов финансирования дорожной отрасли приведет к остановке ремонтно-строительных работ, снижению нормативов на содержание автотрасс и в конечном итоге может окончательно разрушить дорожную сеть. А состояние ее и без того критическое.После того как в начале 90-х годов прошлого века был принят федеральный закон о дорожных фондах, в Коми ежегодно строилось до 200 километров новых дорог и до 40 автодорожных мостов. Ликвидация Федерального дорожного фонда, а затем и территориальных привела к тому, что в последнее время в республике вводится не более 15–20 километров новых дорог и по три-четыре новых мостовых перехода общей протяженностью до тысячи погонных метров в год. Сократилось и число тех, кто трудится в дорожной отрасли: с 7500 человек в 2000 году до 3900 на начало 2009 года. Причем около тысячи из них сейчас отправлены в неоплачиваемые отпуска или переведены на сокращенный рабочий день. Объем финансирования дорожного хозяйства в регионе, имеющем огромную территорию, но очень слаборазвитую дорожную сеть, даже в благополучные годы составлял сто миллионов долларов. Для сравнения: схожая по климату и географическому положению Финляндия, где отличные дороги, направляет ежегодно на дорожное строительство более ста миллиардов евро. Результат очень плачевный. Объем недофинансирования, по словам Ивана Урсу, приблизился к 18 миллиардам рублей. Содержание дорог и искусственных сооружений на них не отвечает никаким стандартам безопасности, и все показатели в несколько раз хуже среднероссийских. К тому же большинство дорог рассчитано всего лишь на нагрузку до 6 тонн на ось, а следовательно, нуждаются в модернизации. Более 100 деревянных мостов находится в аварийном состоянии. Многие населенные пункты на сегодня не имеют дорожного сообщения с районными центрами и столицей республики.Из-за отсутствия финансирования остановлены работы по строительству участка дороги Сыктывкар – Пермь на территории Коми. При этом уже подготовленная под асфальтирование дорожная насыпь на протяжении многих километров размыта до основания. Это значит, что возобновление строительства потребует восстановления насыпи, а это будет стоить дополнительно сотни миллионов рублей. Постоянно переносятся сроки окончания строительства автодороги Айкино – Кослан. Понятно, что урезание финансирования дорожной отрасли вызвано кризисом. Однако республиканский дорожный профсоюз придерживается мнения, что именно строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог могут дать мощный импульс подъему экономики. Простой расчет показывает, что создание одного километра автомагистрали – это уже около семидесяти рабочих мест, плюс еще десять-пятнадцать человек потребуется на выполнение геодезических, проектных и административных работ. Но при этом активизируется деятельность поставщиков техники и строительных материалов, производителей железобетонных изделий и металлических конструкций, других сопутствующих производств. В итоге общая занятость на строительстве одного километра автомагистрали достигает примерно 460 человек. Дорожники считают, что, вместо того чтобы увольнять работников предприятий, дабы затем выплачивать им пособия по безработице, лучше направить средства в реальный сектор экономики.В своем обращении к президенту России реском профсоюзов дорожной отрасли выдвинул несколько конкретных предложений. Главное из них – довести за счет помощи из федерального бюджета объем финансирования территориальных дорог до уровня 2008 года. Но при этом категорически запретить региональным властям использовать эти средства на иные цели, обеспечить строжайший контроль за своевременным выделением установленного финансирования дорожной отрасли, исключив практику выделения основной части средств в конце года. И наконец, дорожники Коми предлагают восстановить дорожные фонды с гарантированными источниками их формирования, а также системой контроля и прозрачности их расходования. Неизвестно, услышат ли дорожников Коми на самом верху, но изменения в республиканский бюджет Госсовет РК намерен рассмотреть уже 9 апреля.