Близок город, да не доедешь
Из-за строительства нового таможенного терминала жители Сертолово оказались в настоящей изоляции. Транспортная катастрофа может привести к социальному взрыву
Эта новость всколыхнула город: 20 марта генеральный директор «Корпорации СТЕРХ» представил вице-премьеру Виктору Зубкову проект будущего холодильного склада для хранения рыбной продукции. Он будет расположен на территории крупнейшего в СЗФО многофункционального тамо-женно-логистического комплекса «Осиновая Роща». Первая очередь таможенного терминала действует там уже более двух лет. По официальной информации логопарка, размещенной на его сайте, в месяц там разгружается более 8 тысяч фур. А теперь ведутся работы по возведению первого холодильного склада, площадь которого 14400 квадратных метров. Всего планируется освоить 110000 квадратных метров территории. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2010 год. То есть уже в будущем году в Сертолово устремится такой поток грузового транспорта, по сравнению с которым нынешние проблемы покажутся детским лепетом! Но уже сейчас они таковы, что город находится на грани бунта.Александр Рацкевич, председатель правления сертоловского городского отделения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство», отец четверых детей, живет в Сертолово уже 25 лет. Транспортные проблемы в этом районе, по его словам, начались четыре года назад, когда по новой дороге грузовики пошли в сторону Финляндии и обратно. Те, кто хоть раз ездил в северном направлении, прекрасно знают, во что превратилась эта новая дорога. В таких ямах можно оставить и литые диски, и подвеску... В летний сезон участок дороги в Сертолово машины проезжают как минимум 40 минут – такие здесь пробки. А если на посту ДПС остановят грузовую машину и тем самым перекроют одну полосу движения, то можно простоять еще дольше. 27 марта на Выборгском шоссе произошла очередная авария. Движение в городе было парализовано на 3,5 часа в обе стороны.Дорога, по которой движутся грузовики с рыбой, автомобилями, цементом, песком и прочим, отделяет жителей Сертолово не только от остановки транспорта, идущего по направлению к Петербургу, но и от нормальной жизни. Ближайшее метро располагается в 13 километрах от города, потому каждое утро на остановке выстраивается длинная очередь, ведь практически все сертоловчане работают на «большой земле». Корреспондент «НВ» побывал там и своими глазами видел жуткую волнующуюся толпу в ожидании желтой маршрутки. Из-за постоянных пробок перевозчики сократили количество рейсов по основным маршрутам: раньше их было около 300, теперь – 40–50 в день.Безнадежность положения, в котором оказались жители города, усугубляется прямой угрозой их жизням.– Бог с ней, с работой, – говорит Александр Рацкевич. – Можно раньше вставать, в конце концов. Но ведь у нас нет своей больницы. А когда я отправляю наших инвалидов-афганцев в госпиталь, часто речь идет о жизни и смерти.К месту ДТП не могут проехать ни «скорая», ни гаишники, даже с включенными мигалками. Один житель скончался от инфаркта в автобусе, не дождавшись помощи. В ранние же часы машины, напротив, несутся со страшной скоростью. – Минимум 80 километров в час, – говорит учительница Валентина Сычева. – И никто никогда не останавливается на пешеходном переходе, даже если горит красный свет.В классе Валентины Сычевой училась девочка Света Бранчель. Три года назад ее сбила фура. 21 день она провела в реанимации. Друзья и одноклассники сдавали для нее кровь. Однако Света так и не выжила. Теперь 1 сентября они собираются на местном кладбище. Трагедия произошла потому, что на перекрестке трассы и дороги, ведущей в город, не было светофора. И только после того, как в очередной раз под колеса попал человек, на сей раз имевший отношение к местной администрации, светофор появился. Но трагедий от этого меньше не стало. Красный свет не удерживает водителей, боящихся пробок больше, чем вероятности убить человека. Между прочим, водителя, который сбил Свету, даже не оштрафовали – в случаях, когда светофор отсутствует, почти невозможно доказать вину водителя. Каждый день этот участок проезжает примерно 40 тысяч машин, из них половина – грузовики. Аварии в районе поста ДПС, который находится сразу за выездом из города, случаются ежедневно. Вся обочина усеяна уже черными от выхлопных газов венками. Большинство из них – в память погибших детей. Инициативная группа местных жителей составила коллективное обращение на имя Виктора Зубкова и других высших чиновников страны. В нем в том числе предлагается «незамедлительно создать независимую межведомственную комиссию, которая бы изучила возможность увеличения транспортно-грузового потока через город Сертолово и сделала вывод о последствиях; внесла на рассмотрение соответствующих ведомств предложения по разделению транспортных потоков по другим существующим, но необоснованно закрытым для движения грузового транспорта автомагистралям (в частности, по Приморскому шоссе до Горской и далее через кольцевую автодорогу или по существующей дороге-дублеру, пересекающей поселок Песочный)».Предложения вполне резонные. Однако когда 13 марта в городе прошли общественные слушания по проекту генерального плана развития муниципального образования (Сертолово). Сертоловчане предложили семь вариантов объезда вокруг города с подробными схемами. Однако ни один из них так и не был принят. Областной комитет по транспорту не меняет своего решения о строительстве двухуровневой дороги от въезда в Сертолово до 39-го километра. – Вы представляете, что такое скоростная дорога прямо над головами людей? – возмущается Александр Пичугин, главный редактор местной газеты «Петербургский рубеж». – Если сейчас грузовик может свалиться в кювет, то с эстакады он упадет прямо на тех, кто будет находиться внизу. А защитные экраны вряд ли спасут нас от шума и загазованности.Тем не менее проект этот в ускоренном темпе утверждают, потому что генеральный план необходимо сдать уже в этом году, хотя двухуровневую дорогу внесли в долгосрочный план аж до 2035 года. Надежд на строительство участка Западного скоростного диаметра у муниципальных властей тоже пока нет. По словам Александра Рацкевича, на слушаниях областные чиновники сказали прямо: «В ближайшие 5–10 лет никакой дороги вам не будет».Через неделю начнется дачный сезон, и дорога в восточно-выборгском направлении снова будет парализована – в районе находится более 60 садоводств…Обстановка накалена до предела. Местные жители, большинство из которых военные, открыто говорят, что готовы предпринять любые меры. Если в ближайшее время власти на высшем уровне не заявят о скором решении проблемы, город просто взорвется. – Я прошел Афган, смерти не боюсь. Представляете, какой сигнал будет для всей страны, когда сотни людей в форме, с орденами и медалями, а многие на инвалидных колясках, выйдут на улицу?.. – говорит Александр Рацкевич.«НВ» следит за развитием событий в новой горячей точке под Петербургом.прямая речьНиколай Гайдаш, глава МО «Сертолово»– Администрация района по большому счету не имеет отношения к этой дороге. Она региональная, но федерального значения. То есть получается, что и регион мало вкладывает, и федералы не помогают. По идее, за нее должен отвечать комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области. Недавно мы задавали этот вопрос губернатору Валерию Сердюкову. Он ответил, что проблема в собственнике земли. Дело в том, что территория нашего МО находится на землях второго левашовского лагеря. Все они принадлежат Министерству обороны. Парадокс: внутригородских дорог у нас даже нет на балансе! И мы не имеем права вкладывать туда бюджетные деньги, иначе это будет нецелевое использование. Конечно, я не могу призывать людей перекрывать дороги, мы должны решать это путем переговоров. Но может возникнуть и неуправляемый процесс. Процентов 60–70 населения ездит на работу в Петербург, поскольку у нас нет градообразующих предприятий. А одно из них – 211-й комбинат железобетонных изделий, где работали 1200 человек, из них почти 900 – сертоловчане, – остановился. На сегодня уволены около тысячи человек.