Туристы попали под сокращение
В этом году из-за кризиса Питер недосчитается двух миллионов гостей
Согласно оптимистическому прогнозу Российского союза туриндустрии, количество туристов, собирающихся посетить наш город в 2009 году, сократится на 25 процентов. По пессимистическому прогнозу – на все 50. Столь большой разброс в прогнозах связан с тем, что, как заметил вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения Сергей Корнеев, «к кризису никто не готовился, и задача бизнеса в 2009 году – попросту выжить».Начиная с 2001 года количество туристов в Петербурге прирастало на 10–15 процентов в год и за 8 лет удвоилось. В 2008 году Санкт-Петербург посетили 4 миллиона 800 тысяч туристов, и 2 миллиона 300 тысяч из них были иностранцами. Оба показателя – рекордные в истории города, однако до показателей европейских туристических Мекк Питеру очень далеко. В Париже, например, в прошлом году побывали 29 миллионов человек, а в крохотной Венеции, население которой почти в 100 раз меньше населения Северной Венеции, 15 миллионов.Почти 5 миллионов прошлогодних туристов будут местным рекордом как минимум несколько лет, до наступления лучших экономических времен. Таким образом, обещание Смольного пятилетней давности довести число туристов до 10 миллионов к 2010 году останется декларацией.До начала сезона белых ночей (май – август), во время которого в наш город приезжают 60–70 процентов годового количества туристов, еще есть время, но вряд ли в этом году 370 питерских гостиниц и 700 городских мини-отелей будут заполнены в высокий сезон на 100 процентов, как случалось в последние годы. Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов признал, что туристическую отрасль Петербурга ждут нелегкие времена, так как местные гостиницы в первом квартале 2009 года заполнялись всего на 15 процентов. Низкая зимняя заполняемость, конечно, не индикатор, но год назад в первом квартале показатель был в два раза выше.Оценки западноевропейских турфирм о перспективах бизнеса немного оптимистичнее: по их мнению, спрос на поездки в Россию снизится минимум на 25 процентов, причем из всех европейских стран. В Санкт-Петербурге спад окажется еще большим, так как цены в нашем сервисе чрезмерно высоки, особенно для нынешних «тощих» времен. К сожалению, наш город всегда был очень дорогим для туристов. Особенно из-за завышенных цен в отелях (500 евро в сутки в «Европе» или «Астории», 200 – в «Прибалтийской» и т. п.). Когда весной 2009 года Сергей Корнеев по поручению Российского союза туриндустрии предложил «Европе» снизить цены, управляющая отелем Юлия Пашковская в ответе изложила непоколебимую никаким кризисом философию заведения: «Гранд Отель Европа» является обладателем своей ниши и своей категории клиентов. Стратегия и философия компании – самый лучший и дорогой продукт для гостей самого высокого уровня». Сергей Корнеев уверен, что в условиях кризиса местные гостиницы всех уровней звездности, чтобы не растерять клиентов, все-таки снизят цены на 30–40 процентов, а турпакет для иностранцев подешевеет минимум на 20 процентов. Но пока снижение цен в питерских отелях идет незаметно. В отличие от Москвы, где прейскуранты снизились на 40 процентов еще осенью 2008 года. Генеральный директор турфирмы «Ника» Леонид Флит главными проблемами российской туриндустрии считает высокие цены на все, от проживания до питания, а также визовые формальности и дорогой авиаперелет: – Сегодня из Берлина в Лондон можно долететь за 30 евро на низкобюджетных авиалиниях и без визы. А к нам и визу надо делать за 30–100 евро, и перелет из Берлина стоит порядка 200 евро! Сергей Корнеев полагает, что меньше всего при системном падении спроса пострадают специализированные направления туризма, например горные лыжи, и путешествия эконом-класса на курорты Турции или Египта. Кстати, турки ведут себя дальновидно, снижают и без того недорогие туры на своих средиземноморских курортах. Эксперты считают, что востребованным направлением «кризисного» туризма станут поездки в близлежащие страны. Самая путешествующая страна в мире – Германия – в первом квартале 2009 года дала прирост (по сравнению с январем – мартом 2008 года) по числу поездок немцев в Австрию, Швейцарию и Данию. Вряд ли заметно сократится поток наших туристов в Скандинавские страны, особенно в Финляндию. В прошлом году за границей побывали 500 тысяч петербуржцев, и каждый третий именно в Финляндии.К сожалению для турбизнеса и городского бюджета, Петербург для интуриста был и остается одним из самых дорогих городов мира. Еще 5 лет назад стоимость 10-дневного тура в наш город из не самой далекой Германии с проживанием в трехзвездочной гостинице и полноценной экскурсионной программой составляла целую тысячу евро. В прошлом же году, в сезон белых ночей, такой тур стоил уже 1500 евро! Как известно, охотнее других возрастных групп путешествуют по Европе пенсионеры, которые рассказывают о своих впечатлениях детям. Так вот, пожилые и экономные немцы из-за дороговизны туров перестали ездить в Петербург, практически исчезли как целевая группа. А вслед за ними начали «отваливаться» и их дети.Из-за высоких цен отелей и авиаперевозчиков, а также из-за дороговизны в исторической части Петербурга предприятий общепита в 2009 году город может потерять большую часть от прошлогодних 2 миллионов 300 тысяч интуристов, особенно в бизнес-секторе. В прошлом году с деловой целью наш город посетили 1 миллион командировочных иностранцев. В этом году, по прогнозу Корнеева, ожидается менее 500 тысяч деловых людей.Интуристы определяются со страной отпуска в последний момент, и Россия в число предпочтений из-за визовых проблем и дороговизны туров, увы, не входит. Как, впрочем, и Петербург. Падение спроса в отрасли может оказаться таким же значительным, как и в автопроме, объем продаж в котором, как известно, уменьшился в разы. В период затягивания поясов путешествие за рубеж, как и покупка нового автомобиля, становится роскошью. Правда, Сергей Корнеев с этим не согласен:– Многие люди инвестируют в свою работоспособность, а полноценный отдых ее повышает. Туризм для многих стал образом жизни, от которого трудно отказаться. Задача 2009 года – сохранить индустрию для будущих рывков: как сами фирмы, так и маршруты. Если мы не потеряем динамику, не потеряем инфраструктуру, интерес к городу, то туристские потоки восстановятся одними из первых, так как многие люди отложили поездки до лучших времен. Туризм для Петербурга может стать локомотивом выхода из кризиса. Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность» или «перезагрузка».