Высшая школа потрошения карманов
Кризис и ожидаемое уменьшение числа абитуриентов не умерили финансовые запросы петербургских вузов
По данным «НВ», в нынешнем году стоимость платного высшего образования вырастет практически во всех вузах как минимум на 10 процентов (для компенсации инфляции). Кризис, который больнее всего ударил по среднему классу, ожидаемое снижение конкурсов (сейчас оканчивают школу те, кто родился в начале 90-х годов – в период глубокого демографического спада) на финансовые аппетиты высшей школы не повлияли.
Что мешает вузам определиться с платой на новый учебный год? Рекламные дни открытых дверей идут вовсю, но самую важную в нынешних условиях информацию абитуриентам не сообщают. Представители нескольких университетов, с которыми мы говорили о будущих ценах, соглашались беседовать только на условиях анонимности. Типичный ответ: пока размер стоимости обучения не установлен – документы находятся на согласовании, и даже примерную цену называть нельзя, потому что у ректора и проректора на этот вопрос может быть другое мнение. За неимением официальных ответов можем высказать только версию: ректоры и ученые советы пытаются угадать конъюнктуру. С одной стороны, боятся не добрать платников, если цена окажется слишком высокой, с другой – не хотят продешевить. Поэтому родителям и абитуриентам приходится ориентироваться на нынешние цены. А они давно уже догнали и перегнали и европейские, и американские.
Так, например, весенний семестр этого года на не самом популярном факультете географии и геоэкологии главного вуза города – Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) обходится студентам-платникам в 53,7 тысячи рублей. Около 90 тысяч рублей платят за обучение будущие юристы. Рекорд, по нашим данным, принадлежит факультету международных отношений, который, в отличие от многих, уже назвал новую цену (благо не опасается падения конкурса) – первый семестр нового учебного года будет стоить 113 тысяч рублей.
В менее рейтинговом вузе – Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций – стоимость обучения по специальности «юриспруденция» обходится почти в три раза дешевле, чем в «большом» Университете, – в 31 тысячу рублей. Правда, есть опасения, что юрфаки в непрофильных вузах могут вообще закрыть.
Цены на самых престижных факультетах петербургского вуза не очень отличаются от цен в Московском государственном университете (МГУ). Год обучения в Высшей школе менеджмента МГУ обойдется в новом учебном году в 295 тысяч рублей. Правда, это фиксированная цена на все время обучения, тогда как СПбГУ практикует увеличение платы каждый год.
Механизм формирования цен высшей школы – рыночный, но не в общепринятом смысле – как сложение себестоимости и прибыли, а скорее как у таксистов или продавцов с колхозного рынка: методом прищуривания глаза. Посмотреть на потенциальных клиентов пристально, с прищуром, и на этом основании сделать вывод, сколько можно с них взять. Как сообщил «НВ» руководитель федерального агентства по образованию (Рособразования) Николай Булаев, государство выделяет на обучение студента-бюджетника 50–80 тысяч рублей в год (то есть за два семестра). Ниже этого предела стоимость обучения опускаться не может. А все, что выше, – это рынок. Чем выше престиж факультета, тем выше плата. Благо ценовой вопрос отдан на откуп самим вузам.
Правда, государство уже пытается как-то повлиять на разгул рыночной стихии в высшей школе. Президент Дмитрий Медведев в этом году посоветовал ректорам рассмотреть вопросы о снижении платы. Однако этих рекомендаций оказалось явно недостаточно. Как мы уже сказали, снижать цены никто не планирует. Кроме того, есть и решение Министерства образования и науки о том, чтобы вузы установили фиксированные цены на внебюджетные отделения (студент будет платить одну сумму все годы обучения) – и оно тоже пока не действует.
Поэтому все надежды по-прежнему на рынок. По словам Николая Булаева, в условиях борьбы за абитуриента можно ожидать, что бывшие школьники и их родители станут более критически подходить к выбору вуза, сокращение числа заявлений на платные места легко прогнозируемо, поэтому вузы вынуждены будут понизить стоимость обучения. Однако петербургская высшая школа, судя по всему, уверена, что ее общий спад не коснется, поэтому и цены менять в сторону снижения не намерена.
С точки зрения родителей абитуриентов, уровень цен на образование в Петербурге запредельный. Руководство же вузов уверяет, что плата справедлива и экономически обоснована. Кто прав, объективно судить невозможно из-за полной непрозрачности вузовской бухгалтерии. Особенно в вопросе расходования средств, получаемых от студентов-платников. Пытаясь найти на сайтах вузов финансовые схемы, мы обнаружили полную картину только на страничке Воронежского государственного университета. Этот известный в стране вуз опубликовал и суммы, получаемые из бюджета, и внебюджетные средства. Стоимость обучения на платных отделениях здесь соответствует той, что дает государство на подготовку «бюджетников».
Но петербургские университеты делиться финансовой информацией не спешат. Ориентировочные цифры нам дал председатель совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Владимир Васильев (ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики – ИТМО). По его словам, 50–60 процентов, полученных от студентов-платников, средств идут на зарплату преподавателям, остальное – хозяйственные расходы. Однако, судя по данным, выложенным на сайте одного из крупнейших питерских высших учебных заведений, преподаватели живут далеко не припеваючи. Оклад ассистента кафедры составляет 5 тысяч рублей, старшего преподавателя – 6 тысяч, профессора – 7,85 тысячи, декана – 22–27 тысяч. Плюс надбавки за ученые степени: доктора наук – 7 тысяч рублей, кандидата наук – 3 тысячи, за должность профессора – 60 процентов к окладу, доцента – 40 процентов.
Выходит, или председатель совета ректоров не прав – не получают ничего преподаватели от обучения платников, или сайт лукавит.
Но вот что сообщил нам преподаватель этого вуза:
– Восемь тысяч сейчас уже не получает никто. Семь тысяч составляет только одна надбавка за докторскую степень, три тысячи – за кандидатскую. Ассистент кафедры получает примерно 15 тысяч, имея кандидатскую степень, доцент – 25–30 тысяч, профессор – 40–45 тысяч. Имея кроме этих денег еще доходы от научных грантов, профессор университета живет неплохо. У меня, к сожалению, пока только должность ассистента, поэтому я ищу другие способы заработка, как по специальности, так и боковые.
Выходит, Владимир Васильев прав – часть денег идет на зарплату. Но лукавство официальных сайтов лишь подтверждает, что государственные образовательные учреждения упорно не желают открывать правду о своем финансовом состоянии.
Плохо контролируемая коммерциализация высшего образования все чаще приводит к конфликтам в вузовских стенах. То в ИНЖЭКОНе коллеги уличили бывшего ректора в многомиллионных финансовых злоупотреблениях, то в Полярной академии проректор, по версии следствия, «заказал» ректора. Странен сам факт, что в государственных образовательных учреждениях государство никак не влияет на цены и не контролирует финансовые потоки. Как будто эти вузы, созданные поколениями российских ученых и за бюджетные деньги, в одночасье стали коммерческими фирмами. Целью которых является не подготовка кадров для страны, а, как пишется в уставах различных ОАО и ООО, исключительно для извлечения прибыли.
а как у них?
В мировых рейтингах университетов мира российские вузы никогда не занимают ведущие места (о чем «НВ» уже писало). Такое незавидное признание со стороны мировой научной общественности, однако, не сказывается на плате за обучение. Так, занимающий по разным рейтингам 3–4-е место в мире и первое в Европе британский Кембридж взимает плату со студентов даже меньшую, чем на самых дорогих факультетах МГУ, находящегося на 70-м месте. Для британских студентов обучение в одном из лучших вузов мира обходится в 3,2 тысячи фунтов стерлингов в год. К тому же ни один студент не обязан вносить эту плату во время обучения. Каждый имеет возможность получить студенческий заем (он выдается под самый низкий процент или вовсе беспроцентно) и оплатить стоимость обучения уже после окончания университета. Это, как говорится в обращении университета к абитуриентам, будет несложно – минимальная зарплата выпускников Кембриджа составляет 15 тысяч фунтов стерлингов в год.
диплом в кредит
Выдают кредит на образование не всем. В договоре должно быть описано имущество заемщика (то есть непосредственно студента) и поручителя (скорее всего, родителя) и указан размер его заработной платы. Условия вроде бы щадящие – кредит под десять процентов на пять-десять лет. Но потом за обучение, предположим, на одном из гуманитарных факультетов СПбГУ (и не самом дорогом) придется в течение пяти лет ежемесячно выплачивать банку 15 тысяч рублей. Много это или мало для еще не сделавшего карьеры специалиста – судите сами.