Песок стерпит все
Кризис замедлил, но не остановил работы на «Морском фасаде»
Один из самых крупных и неоднозначных строительных проектов Петербурга – «Морской фасад» – по-прежнему находится в центре общественного внимания. Как повлиял на него кризис и когда на месте искусственных песчаных отмелей появятся первые высотки – на эти вопросы «НВ» ответил директор департамента УК «Морской фасад» Александр ШИМБЕРГ. – Давайте начнем с морского пассажирского порта, который является частью «Морского фасада». Законодательное собрание Санкт-Петербурга готовится сократить вам сроки на его строительство, несмотря на кризис. Справитесь?– Да, планировалось сдать порт в 2012 году, теперь срок переносят на 2011 год. Но это и наша инициатива. Первая очередь уже сдана, два причала работают. В этом году в порт зайдет 112 круизных лайнеров, с начала навигации пришло уже около десятка судов. В 2009 году мы сдадим еще три причала и два – в следующем году. Итого – все семь, как и планировалось. Небольшие корабли будут по-прежнему швартоваться у Английской набережной, а новый порт будет принимать суда длиной около 300 метров, которым не развернуться в Неве. – Вас планируют ужать не только по срокам, но и по деньгам. В администрации города обещают, что выкупят акции порта на 2,5 миллиарда рублей дешевле, чем планировали, сэкономят 20 процентов от первоначальной цены.– Это закон стройки: чем быстрее она идет, тем дешевле обходится. Порт действительно будет стоить дешевле – городу он обойдется в 10,6 миллиарда рублей вместо первоначальных 12,5. Мы идем на такие условия. Хочу подчеркнуть один важный момент. Часто журналисты совершают ошибку, говоря, что город дает нам деньги вперед на строительство порта. Это совершенно неправильно – порт строится за частные деньги. И только по мере готовности он выкупается городом.– Скорость – это хорошо, но далеко не всем понравится тот морской вокзал, который вы уже построили, – есть претензии и по внешнему виду, и по планировке.– К нам приезжали иностранные делегации, недавно был мэр Лимассола (второго по величине города Кипра, одного из крупных финансовых центров этой страны), несколько дней назад порт посетила вместе с губернатором Петербурга министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. О вокзальном здании были только положительные отклики – какое оно большое, удобное и современное. Ну а эстетика – это вопрос вкуса. – А как дела с самим «Морским фасадом» – с теми песчаными островами, что вы насыпаете?– На них кризис немного повлиял. В нынешнем году темпы создания намывных территорий замедлятся, будет намыто около 20 гектаров, тогда как в 2008 году новые территории составили около 50 гектаров. Всего сформировано чуть более 120 гектаров новых площадей. Из них к территории порта относится порядка 30 гектаров, остальные отводятся под жилищное, деловое строительство и под места общественного пользования, в том числе дороги, парки.– Не боитесь, что не найдете покупателей?– Самый крупный договор заключен с компанией «ПИК», которая купила у нас порядка 60 гектаров для строительных нужд. В 2009 году новых контрактов пока не заключено, однако переговоры ведутся. – Сейчас сроки замораживаются, многие компании продают лишние участки. Зачем им ваша дорогая рукотворная земля?– У нашей земли ряд преимуществ. Во-первых, это эффектный вид на море. Во-вторых, она юридически чистая, и ее сразу можно оформлять в собственность. В городе такую землю найти тяжело. Там или несколько собственников на территории, или промышленная зона, где нужно еще разбираться с правами на землю предприятий. Кроме того, наша земля будет инженерно подготовленной – приходи и строй. Полезная площадь, которую планируется здесь построить, – 4 миллиона квадратных метров, примерно половина из этого – жилье. – С марта действуют новые Правила землепользования и застройки, которые регламентируют в том числе и высотность. Какие высоты ПЗЗ вам разрешают?– В некоторых местах разрешена максимальная высота в 120 метров. Фоновая застройка не должна превышать 80 метров. – Когда смотришь на намыв, например, от «Прибалтийской», не понимаешь, как на этих отмелях можно что-то строить. Это просто песок, насыщенный водой. Сколько он должен отлежаться, чтобы стать плотным и сухим, и на какой высоте должна быть новая суша?– Согласно требованиям проектировщиков, высота насыпи над уровнем моря должна составлять 2,6 метра. Порядка 8–9 месяцев отводится под то, чтобы грунт консолидировался под своим естественным весом. Через это время уже можно будет выходить на строительство. – Безопасно ли вести строительство на такой земле? – Жилье в Петербурге строится на сваях, поэтому нет никаких проблем застройки на намывных территориях. Вспомним, что территория от места, где сейчас метро «Приморская», до залива тоже была намыта в 1960–1970-е годы. Здания на ней стоят уже несколько десятилетий. Мы занимаемся образованием территории и работаем, используя более щадящие технологии с точки зрения экологии, чем те, кто строил раньше: например, ставим дополнительные завесы, чтобы не было замутнения прибрежной воды, – при намыве вода может быть замутнена максимум на несколько метров, у самой кромки новых участков. – А дополнительно песок укреплять не будут?– Порт построен со шпунтовой стенкой, укреплена набережная, а на остальных территориях кое-где идет отсыпка камнем или гравием, чтобы песок не размывался. А вообще он будет крепиться собственным весом: качество песка, который добывают из подводных месторождений на дне Финского залива, со строительной точки зрения наивысшее. При выходе на строительство нужно будет провести геологические изыскания, чтобы определить глубину забивания свай. Но это делается и при реализации обычных проектов.– А нет опасности, что в сухую ветреную погоду возникнут какие-нибудь песчаные бури, которые понесет на Васильевский остров?– За два года работ такого не происходило. Песок слеживается, кое-где он укреплен дамбами, где-то начинает появляться растительность.– И когда будут готовы все 400 гектаров намыва?– Предположительно к 2012 году.– «Морской фасад» и Западный скоростной диаметр в планах уже состыкованы? Никто друг другу не мешает?– Пока по планам все в порядке. Но сместились сроки прокладки ЗСД. Насколько все гармонично будет в действительности, станет ясно при реальном ведении строительства. Теперь строители ЗСД заявляют, что приведут дорогу к нам на территорию в 2014 году.