Евгений Миронов: «С театром – катастрофа!»

Известный актер не внял советам учителей «держать дистанцию с властью»

Достигнув золотого для мужчины сорокалетнего возраста, народный артист России Евгений Миронов взвалил на свои плечи огромный проект, согласившись стать художественным руководителем Московского государственного Театра Наций. Два года работы – и петербургские театралы смогли увидеть две премьеры театра – «Рассказы Шукшина» режиссера Алвиса Херманиса и «Бедную Лизу» Аллы Сигаловой.

 

– Евгений Витальевич, в Питере немногие представляют, что такое Театр Наций, а ведь это легендарный коллектив…

– Нашему театру уже 128 лет, он был предшественником Московского художественного театра. У нас одно из самых красивых зданий в России, но сейчас оно на реставрации. Ремонт идет, надеемся, через год-полтора сможем принимать зрителей у себя, в этом прекрасном здании, где работали Станиславский, Качалов, Москвин, Яблочкина, танцевала Айседора Дункан.

Теперь в театр совсем новое, молодое поколение приходит со своими идеями, своими режиссерами, и мы их принимаем, если то, что предлагается, нас трогает, заводит. И выпускаем премьеры. Именно так молодой режиссер из Петербурга Кирилл Сбитнев поставил замечательный, трогательный спектакль о влюбленном Кафке – «Письма к Фелиции». У нас нет труппы и не будет. Зато у нас будет самая большая открытая театральная площадка в России. Мы проводим несколько фестивалей: «Территория», «НЕТ» («Новый европейский театр»), фестиваль французских малых городов, фестиваль малых городов России – и сейчас вдохновились новой идеей – сделать первый российский шекспировский фестиваль.

– И никакого кризиса на вас нет?

– Конечно есть. Но мы все равно от своих планов не отступаемся, все сделаем, пусть и не на широкую ногу.

– Театр Наций живет на государственные деньги?

– Денег государственных хватает на оплату коммунальных услуг… Но добрые люди помогают нам.

– Что вы им говорите, когда просите о помощи?

– Разное. Могу сказать, что Театр Наций – мужественный театр. Мы хотим не просто собирать аншлаги, а влиять на зрителя, который уже давно привык к попкорну. Очень быстро, за пять-десять лет, театрального зрителя испортили, и ждет он только одного – три ж… голых и чтобы разъехались и забыли... С театром у нас катастрофа! Если Бог даст силы, то Театр Наций станет тем местом, где будут разные спектакли, не опошляющие нашу культуру. Театр в России всегда был просвещенным, должен был еще что-то делать кроме того, чтобы только развлекать. Кстати, шоу должны быть тоже, но качественные…

– Евгений Витальевич, у вас все театр да театр… А кино вы что, совсем забросили?

– Да как-то все не с руки. Но если все срастется, в августе в Питере начинается большой проект, где мы можем сыграть вместе с Чулпан.

– А с Владимиром Бортко (Миронов сыграл князя Мышкина в его фильме «Идиот». – Прим. авт.) ничего не планируете?

– Давно хотим что-то замутить. Просто пока у нас разные планы.

– А зачем столь востребованному актеру, как вы, еще и организационные, продюсерские хлопоты?

– Бывает, актер отстраняется, играет свою роль, а там хоть трава не расти. Завидую просто черной завистью таким людям. Я же ничего с собой не могу поделать – внедряюсь во все, потому что если даже хорошо сыграю, а спектакль или фильм будет «г», то мне будет очень неприятно. Я постоянно сталкиваюсь с непрофессионалами. Я отвечаю за свою работу, а рядом люди не отвечают. Я начинаю выполнять их работу. Тем самым от своей, актерской, кусок отрываю. Мне это в какой-то момент надоело. Захотелось организационно создать такие условия, чтобы стало людям удобно. Актерам в первую очередь. Я решил попробовать.

– Расскажите, что удалось вам сделать в Совете по культуре при президенте России?

– Когда меня пригласили туда, я подумал: «Опа!» Еще мои учителя предупреждали, что надо держать дистанцию с властью. Но когда я туда попал, понял, что эту возможность надо как-то использовать, а просто сидеть в костюме рядом с президентом – это не для меня. Уже на первом же заседании была поддержана моя инициатива о создании фонда, который помогает молодым актерам. Мы и ветеранам помогаем: вот не так давно в Москве 26 (!) театров сыграли свой самый кассовый спектакль в благотворительный фонд помощи ветеранам сцены и кино.

– Режиссер Егор Кончаловский (Миронов сыграл главную роль в его фильме «Побег». – Прим. авт.) рассказывал мне, что хочет пригласить вас в свой фильм о советском хоккеисте Валерии Харламове на роль великого тренера Виктора Тихонова… В итоге у фильма и режиссер оказался другой, и Миронова не пригласили…

– Впервые слышу о таком проекте! Кстати, это было бы интересно…

– А сами вы в хоккей играли, были болельщиком?

– Я, как и все, болел в советское время за наших хоккеистов и фигуристов, был в курсе их олимпийских побед. Но сам я далек от хоккея и фигурного катания. На коньках-то не стою. Но это ни о чем не говорит. Я и на саксофоне раньше не играл, а для спектакля «Фигаро» научился…

Когда мы с сестрой были в Швейцарии, она меня уговорила полетать на параплане – это такой парус. Прыгаешь с высоты двух тысяч метров и дальше летишь, паришь в течение часа! Безумно интересно: чувство страха и чувство восторга…

– Так вы в душе экстремал!

– Раньше таким не был. Хватало экстрима в профессии. Но в последнее время меняюсь. Не только на горных лыжах катался, но и боксом занимался. Сначала мне надо было для роли, а когда картина закончилась, понял, что мне этого не хватает, и я продолжил брать уроки бокса. Вот еще дайвингом заинтересовался. В фильме «Побег» у меня было погружение на три метра глубины, это не так много, но ощущения понравились.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.