Петербург устроил праздник без лица
С недавних пор северная столица устраивает праздник за праздником – то неделю отмечаем День города, то торжествуем в честь Дня России, а скоро отгуляем «Алые паруса». Все эти праздники с прошлого года организуются одной и той же структурой – Международным центром фестивалей и праздников, который возглавляет Марина Фокина. На подготовку всех этих массовых мероприятий выделяются немалые бюджетные средства. А на празднование Дня города в нынешнем году было потрачено вдвое больше, чем в благополучном 2008-м.
И раз казна идет на подобные траты даже в период острого экономического кризиса, то общественность города вправе спросить: насколько эффективно расходуются выделяемые деньги? Качественное ли получается зрелище?Лучше всего предоставить слово незаинтересованным специалистам. Один из них высказался, причем достаточно определенно, в прямом эфире телеканала 100 ТВ как раз в ночь, когда город отмечал свой 306-й день рождения. Я имею в виду Савву Васильевича Ямщикова, выдающегося культуролога, председателя Ассоциации реставраторов России, действительного члена Академии естественных наук. Человека, тонко чувствующего душу русской культуры. Савва Ямщиков известен тем, что всегда говорит то, что думает, невзирая на чины и звания. Он, в частности, отметил, что в Питере сейчас «получше, чем в Москве, по крайней мере здесь не заставлено все скульптурами Церетели». Но сам подход к политике, проводимой в области культуры, в последнее время в двух столицах становится все более похожим. Взглянув на праздник, который гулял в тот день, Ямщиков не скрывал, что поражен местными «культуртрегерами».Мы имеем дело с торжествующим в Питере феноменом «лужковщины», одним из проявлений которой, к слову сказать, стали расплодившиеся в Белокаменной «шедевры» монументального зодчества и скульптуры. И… разнообразные «народные гулянья». Савва Васильевич не употребляет это выражение, но смысл его высказываний совершенно ясен. Основная идея «лужковщины»: сделать все как можно более помпезно, как можно более дорогостояще (ведь организаторам действа должно остаться «на молочишко») и вместе с тем без искры Божьей, совершенно стандартно и безлико. Новодел и безвкусица во всем – в культуре, архитектуре – это квинтэссенция современного «новорусского» стиля. Когда сносят старые исторические строения, а на их месте ставят «улучшенные копии». Или пытаются вместо ставших традицией карнавалов, действительно являвшихся ярким зрелищем, устроить подражание зарубежному опыту с привлечением иностранных же «аниматоров» – но только с потерей настоящего духа. Блестящая идея в русле «новодела» – устроить передвижную выставку копий картин из Эрмитажа. Госпожу Фокину можно поздравить с тем, что она проявила себя последовательницей стиля «самого гениального скульптора наших дней». «Лужковщина» становится кредо наших «культуртрегеров».Действительно, какая разница – оригинал или копия? Может быть, копия даже лучше, потому что ее можно сделать большего масштаба, рассматривать куда легче. А зачем тогда вообще нужен сам Эрмитаж? Тем более что для, скажем так, «осваивания денег» он подходит мало, в отличие от передвижных выставок копий.Для кого вообще устраиваются такие праздники? В блогах после проведения последнего Дня города самой распространенной репликой было: «Это праздник для москвичей. Я, как все нормальные жители Питера, в этот день постарался уехать из города». На другую сторону Финского залива или куда-то еще. В общем, получился праздник для приезжих. Но оправданна ли ставка на то, что из этих шествий вырастет новый Венецианский карнавал или карнавал, которым славится Рио-де-Жанейро? И привлечет десятки тысяч туристов, в том числе иностранных? Их традиция, их легенда, если хотите, складывалась десятилетиями или даже веками. Этого эффекта невозможно достигнуть за два или три года. И главный секрет уникальности этих празднеств – они делаются народными силами при минимальной финансовой поддержке государства.А что у нас? Шествие мировых оркестров – разве этим кого-то из западных гостей удивишь? Они это видели тысячу раз. Они не поедут в Питер, чтобы увидеть клоунов из Австралии, которые с точно такой же программой выступали в десятках городов мира. Они для этого поедут в Нью-Йорк или Париж. Вообще, пристрастие организаторов праздничных шоу из Центра фестивалей и праздников именно к клоунам и клоунаде немного удивляет – они что, стосковались по цирку? Нет. Это не Рио-де-Жанейро. По крайней мере пока. Потому что во всем этом нет своего лица, нет изюминки, креативности. Нет того, что врезалось бы в память. Если не считать рекордного количества милиционеров, которое согнали на обслуживание Дня города, и значительно превышающего их число моря нетрезвых граждан.– Выгнали талантливых парней, которые организовывали здесь карнавалы, – сетовал Савва Ямщиков. Действительно, не у дел остался Игорь Гаврюшкин, сумевший организовать восемь общегородских карнавалов. Но не у дел остался он только в Петербурге – теперь Гаврюшкин стал советником по культуре губернатора Псковской области. Я не знаю, насколько лучше провели бы мероприятия те, кого с питерских улиц «попросили». Но Международный центр фестивалей и праздников, который взялся осваивать бюджетные средства – а это в сумме миллионы долларов, – действующий в тандеме с комитетом по культуре города, возглавляемым Антоном Губанковым, пока организует праздники без лица. Или с чужим лицом. Чтобы прийти к такому выводу, не обязательно быть Саввой Ямщиковым. Но понятно, что профессионал особенно тонко чувствует подобные вещи.