Не оскудеет рука дающего?
Как экономический кризис сказался на благотворительности в России
Благотворительность вслед за экономикой оказалась в кризисе. Крупные компании отказываются от этой графы расходов, а общественные организации ищут, как в условиях нехватки средств помочь своим подопечным.
О том, что благотворительность придет в упадок, прогнозировали еще в конце прошлого года. Однако реальные потери этот сектор понес лишь в году наступившем. Особенно остро это ощущается оттого, что последние пару лет жертвовали русские люди щедро и на все. Относительное благоденствие создало новых меценатов и благотворителей широкой руки.
– Сейчас крупные компании испытывают трудности и не могут помогать в той мере, в которой делали это раньше, – говорит Наталья Лимина, координатор по внешним связям благотворительной организации «Перспективы», которая заботится об «особых» детях.
В доме Зингера Наталья Лимина презентовала новый проект, навеянный финансовым кризисом, – решено делать ставку на массовые сборы. Как говорится, с миру по нитке. Сделать благотворительный взнос можно, воспользовавшись терминалом «Уникасса». Все финансовые поступления отражаются на сайте «Перспективы».
– В благотворительности главное – доверие, – подчеркивает Лимина. – Если человек верит в то, что организация употребит средства сообразно тому, как договаривались, то он и жертвует. И наоборот. Нас же очень много обманывали…
…Интернет-проект «Мечты сбываются» Петербургского детского хосписа существует уже шесть лет. На этом сайте вывешены мечты детей: кто-то хочет телефон, кто-то собаку, «хоть лысую, хоть лохматую», а у десятилетнего Олега одно желание – поехать на море. Благотворитель может сам выбрать, чью мечту он хочет и в силах исполнить.
– Проблема в том, чтобы успеть. Некоторые ребята могут просто не дожить, – сокрушается координатор проекта Михаил Малинин.
По его мнению, кризис особо не повлиял на пожертвования. Они зависят скорее от информированности людей о проекте. Пройдет передача на телевидении, появится реклама в городской газете и так далее – после этого люди начинают откликаться чаще.
Для Анны Сошинской, руководителя благотворительной программы «Вместе против рака груди», финансовый кризис совпал с грандиозными планами. Анна надеется, что кризис не помешает воплотить их в жизнь:
– Наши бизнес-партнеры и спонсоры остались с нами. У нас рекордные продажи товаров с розовой лентой, прибыль от которых поступает в благотворительный фонд. Когда многие социальные и благотворительные проекты сворачиваются, наша программа, наоборот, расширяется.
А компания «профайн Рус», несмотря на финансовую непогоду, решила запустить социальный проект всероссийского масштаба «Новые окна – новому поколению». Новые окна должны появиться в детских домах и школах страны. Первым на очереди оказался детский сад в Приморском районе Петербурга.
Впрочем, помогать нуждающимся можно не только деньгами и вещами.
Художник Юрий набрасывает эскиз будущего рисунка для забора: веселый Буратино и маленькая собачка, крутящаяся у его ног. Со всех сторон раздаются возбужденные крики: «Кто отвечает за кисти?», «Ура, краска приехала!» и детский смех.
Несколько дней назад к Юрию на улице подошел молодой человек и предложил помочь детям – расписать забор Дома ребенка на проспекте Елизарова.
Молодого человека звали Кирилл Рыбасов. Он участник инициативной группы «Божья коровка». Впрочем, инициативная группа – громкое название для нескольких друзей, просто решивших сделать жизнь детишек ярче.
– Видели бы вы, как серо и угнетающе выглядел этот забор зимой! – рассказывает Кирилл.
На свои деньги друзья купили краски, кисти, валики, расклеили объявления на дверях соседних домов, раздали листовки на улицах. А потом им на помощь пришло много народу.
– В нашем доме живут дети до четырех лет, – говорит Светлана Никитина, главный врач детдома, – у них даже есть огород, у каждой группы свои грядки. Но забор все радостное впечатление сводил на нет. Поэтому мы с удовольствием согласились с предложением ребят помочь, тем более средства на покраску найти сами не могли.
С Никасом Сафроновым мы встретились на благотворительном конкурсе детских рисунков «Ягодная палитра». Господин Сафронов – постоянный участник подобных акций.
– Моя мама, когда я был маленький, говорила, – рассказывает Никас, – когда вырастете и будете сами зарабатывать, заработаете три копейки – одну отдайте на благотворительность. Я отдаю полторы, две, и мне хватает одной копейки. Чем больше вкладываешь, тем больше получаешь. Это моя внутренняя духовная потребность. Когда человек уходит в мир иной, за последние две-три секунды перед ним проходит вся его жизнь. Важно, чтобы было как можно меньше моментов, когда ты мог и не сделал. Надо делать то, что ты хочешь, сегодня. Наверное, тогда будет комфортнее уходить.
Таким образом, несмотря на кризис, бесспорно, остались и люди, и компании, готовые оказывать помощь нуждающимся. Возможно, причина в русской ментальности. По наблюдениям Натальи Лиминой, русский благотворитель жертвует щедрее, нежели иностранный. В любом случае помочь может каждый – было бы желание.