Голландцы познакомятся с нашими царями
Корреспондент «НВ» побывала на открытии Центра «Эрмитаж Амстердам»
Открытие центра знаменитого петербургского музея стало крупным событием для столицы Нидерландов. Еще задолго до долгожданной церемонии на будущем здании музея повесили табло с цифрами, ведущее обратный отсчет времени ожидания, а прохожие с пониманием относились к тому, что все соседние улицы были перегорожены из-за ремонта.Здание «Эрмитаж Амстердам» находится в центре города, на главной реке города – Амстел. В квартале от него старый ботанический сад, неподалеку дом Рембрандта, а если пойти в другую сторону, то попадешь на большой блошиный рынок – площадь, которая днем заставлена палатками, где торговцы раскладывают всякую всячину (одежду, старые вещи, художественные альбомы), а после шести вечера, когда развалы собраны, дворники струями воды смывают с площади мусор (в том числе не проданные днем старые фотографии и книги). В момент «смены декораций» на площадь приходят люди, которые не прочь покопаться в этих выброшенных торговцами бумагах, чтобы найти что-то интересное с точки зрения истории. В частности, в руки нашего корреспондента попали изданные в СССР для Европы книги о распространении ядерного оружия, а также фотографии из Восточного Берлина.Изучавшие вместе со мной выброшенные архивы голландцы оказались очень общительными и дружелюбными. Узнав, что я из России, они поделились своими впечатлениями от нашей страны (один из них – фоторепортер, бывал несколько раз в СССР), сообщили, что художники на площади Рембрандта и «живые скульптуры» перед Королевским дворцом – все наши соотечественники, а также что через несколько дней все амстердамцы очень ждут открытия Центра «Эрмитаж Амстердам».– У нас специально к приезду вашего президента (фамилию Медведева, в отличие от Путина, голландцам выговаривать почему-то трудно, поэтому они все время переспрашивают меня, как ее правильно произнести. – Прим. авт.) во всем квартале положили новую плитку, разбили цветники, покрасили мосты, – рассказал один из моих собеседников по имени Корнелиус.Он провел меня к еще закрытому в тот момент зданию, уговорил охранника, дежурившего у ворот, пустить на секундочку посмотреть здание снаружи и рассказал, что раньше на протяжении нескольких веков здесь был дом престарелых, который теперь переехал на новое место.Заборы и оцепление вокруг «эрмитажного» квартала стояли еще много дней, подготовка территории продолжалась до самого прибытия первых лиц, которые в минувшую пятницу, при большом стечении народа, открывали «Эрмитаж Амстердам» и первую в нем выставку – «Русский императорский двор. XIX – начало ХХ века».Хотя Амстердам богат музеями, открытие в нем высокотехнологичного и просторного Центра – большой подарок для города. В городе закрыт на многолетний ремонт Государственный музей – Рийксмузеум (работает только его флигель, в котором экспонируются некоторые картины Рембрандта, Вермеера и Рубенса). Закрыт Музей судоходства. Основной поток многочисленных любителей искусства разных стран принимают на себя Музей Ван Гога, Исторический музей да Музей Анны Франк, который всегда легко опознать по длинной очереди.Вообще, Эрмитаж в Амстердаме присутствует уже не один год. В небольшом здании по соседству с тем, которое было открыто на днях, уже проводились выставки, и теперь там разместится образовательный центр «Эрмитаж для детей» с художественными студиями и магазинами. Но открытие нового, гораздо большего здания после его долгой реставрации – это значительный прорыв и новый яркий флажок на туристической карте Амстердама (кстати, вход в «Эрмитаж Амстердам» будет дорогим даже по меркам голландских музеев – 15 евро).В дальнейшем экспозиции будут сменяться, проработав полгода, уже известно о том, что в 2010 и 2011 годах там планируются выставки «Истоки современного искусства» (произведения конца XIX – начала XX веков) и «Александр Великий. Путь на Восток» (об Александре Македонском). Начать же было решено с экспозиции, рассказывающей об истории русского царского двора, показав публике личные вещи императоров от Павла I до Николая II (c 1800 по 1917 год).– Это лучшая экспозиция, посвященная русским правителям, – не только из тех, что Эрмитаж сделал за своими пределами, но даже и у себя, – рассказал корреспонденту «НВ» Вячеслав Федоров, глава департамента русской культуры и искусства Эрмитажа.По его словам, музей в родных стенах не располагает ни таким пространством, ни средствами для проведения подобной выставки. Эрмитаж проводил отдельные выставки, посвященные жизни и быту каждого из царей, но посмотреть их одновременно, в развитии, в сравнении, зрителям возможности не предоставлялось.Два огромных зала и множество галерей вместили две тысячи экспонатов. С огромным трудом и беспрецедентными мерами предосторожности, после заполнения тысяч бумаг для прохождения через границу, их вывезли из России до февраля 2010 года.Один из залов обыгрывает тему официальных приемов в царском дворце. На постаменте установлен трон Павла I, а в витрине – парадные платья гостей разных рангов, дам и кавалеров, выстроенные так, будто все они идут на поклон к императору. Другой зал обыгрывает бальную тематику. Там в круглых вращающихся витринах установлены бальные костюмы и платья, а на стенах развешаны портреты членов царской семьи и представителей высшего общества Санкт-Петербурга. Дизайнеры таким образом оформили помещения голландского Эрмитажа, что они имитируют детали интерьеров Зимнего дворца. В нарисованных окнах транслируются кадры из фильма Александра Сокурова «Русский ковчег».В многочисленных витринах галерей можно увидеть коллекции императорских платьев, туфель, сумочек, вееров. Есть витрины, посвященные искусству (с программками театров и биноклями), охоте, украшениям. Изучая экспонаты, узнаешь множество любопытных деталей. Например, о том, что 20 мая 1883 года в царском доме на обед были раковый суп, дикая коза, заливное из ершей и мороженое. Или о том, кто как был одет на китайском маскараде 14 февраля 1837 года.В музее оборудованы залы, посвященные истории дома, принявшего Эрмитаж: фотографии обитателей дома престарелых и снимки этого, буквально рассыпавшегося на глазах, здания в период его реконструкции.Центр Эрмитажа в Амстердаме был торжественно открыт вечером 19 июня, в церемонии участвовали президент России Дмитрий Медведев и королева Нидерландов Беатрикс. Их кортежи прибыли за полтора часа до начала праздничного концерта (прибытие транслировалось на установленные рядом со сценой большие экраны), у стен центра «Эрмитаж Амстердам» их встречали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и Его королевское Высочество наследный принц Оранский Виллем Александр, который является покровителем музея.Церемония открытия сопровождалась праздничным оркестром, на котором играли Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы, Голландский королевский оркестр, выступали артисты Национального голландского балета и другие артисты. Сюжет церемонии обыгрывал близкую Амстердаму и Петербургу морскую тематику: на глазах у облепивших набережные амстердамцев, три речных трамвайчика, крыши которых накрыты белой, синей и красной тканью, выплыли сначала в одном порядке, образуя российский флаг, а затем в другом, образуя флаг Нидерландов. Под музыку «Картинок с выставки» Мусоргского разводились мосты и из каналов выплывали баржи с портретами некогда породнивших Россию и Голландию Виллема (Вильгельма II) и Великой княжны Анны Павловны. Позднее с этих барж был дан фейерверк, а на экранах появилось приглашение посетить только что открывшийся центр утром следующего дня. И люди совету последовали: уже в 10 утра большая очередь ждала у входа в здание, пока директор Эрмитажа Михаил Пиотровский купит первый билет в музей и тем самым символически откроет его для широкой публики.прямая речьМихаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:– Эрмитаж – как планета, вокруг которой вращаются разные спутники. Правда, центр, открывшийся в Амстердаме, – это уже не совсем спутник, а целая Международная космическая станция, потому что он очень большой. Эти спутники мы запускаем, отпускаем, меняем программы. Вскоре такой спутник появится в Выборге, но там, по сравнению с Амстердамом, будут проходить небольшие выставки, ориентированные на молодежь, на детей.Центр в Амстердаме же ориентирован на всю Европу, здесь будут проходить крупные выставки, которые с помощью материалов будут представлять русскую историю, русскую культуру. Причем, скажем, если мы привезем Рембрандта, то это тоже будет русская история, потому что это покажет, что Рембрандта покупали в России тогда, когда его не покупали в Голландии.На все наши центры во всем мире мы не тратим ни копейки, все содержится местными фондами. Но зато мы – что гораздо дороже – даем имя, которое стоит миллионы, и делаем выставки.Конечно, в новом центре существует развитая инфраструктура – большой компьютерный класс, тач-скрины и все что угодно. Но все это сделано очень по-умному, чтобы было видно, что все это – вспомогательное, потому что главное в музее – это подлинные вещи. Вещи, которые излучают энергию. И за это мы любим музей.