Крестовский остров невезения

Транспортной концепции развития острова, где строится новый стадион, попросту не существует. В дни матчей он может превратиться в сплошную пробку

По условиям государственного контракта в конце 2009 года на западной оконечности Крестовского острова должен быть построен и сдан под ключ новый футбольный стадион класса «элит» вместимостью 62 тысячи болельщиков. Но, похоже, главной проблемой станут не сжатые сроки строительства или высокая стоимость объекта, а его транспортная доступность, вернее, недоступность.

 

Сначала о парковке. По нормам УЕФА, предъявляемым к аренам такого высокого класса, на ближайших подступах к стадиону должны быть оборудованы автостоянки на 12 тысяч мест, что из-за специфики действующей планировки острова оказалось невозможно. Еще осенью 2006 года автор архитектурной концепции «Космического корабля» Кисе Курокава (ныне покойный) докладывал на Градостроительном совете Санкт-Петербурга:

– К сожалению, парковка рядом со стадионом будет доступна только участникам мероприятий и официальным лицам, а не рядовым зрителям. Резервы территории у стадиона таковы, что здесь могут разместиться парковки максимум на 1700 мест, а далее начинается зеленая зона Приморского парка Победы.

Заявление японского мэтра члены Градсовета тогда «приняли к сведению». Правда, некоторые архитекторы предлагали решить проблему кардинально: намыть территорию под нужды сети стоянок, благо от Финского залива до стадиона – сотня метров. Но это предложение было заблокировано из-за сложности и дороговизны. Члены Градсовета напомнили коллегам, что оптимальный вариант размещения стоянок определит «Транспортная концепция развития Крестовского острова», работа над которой должна была начаться еще в 2007 году.

…Месяц назад на церемонии открытия после капитального ремонта Лазаревского моста между Петроградским и Крестовским островами ваш корреспондент во время подхода к прессе губернатора спросил Валентину Матвиенко:

– Стадион построят в ближайшие годы. Как туда будут добираться болельщики на личном транспорте и «безлошадные» петербуржцы на общественном?

– Крестовский остров динамично развивается, и ему необходимо современное транспортное сообщение. Одновременно доставить на стадион 60 тысяч болельщиков – действительно сложная задача, – ответила градоначальница. – По нашему заданию специализированный институт разработал «Транспортную концепцию развития Крестовского острова». Она утверждена городским правительством и уже начала реализовываться. Если вы интересуетесь, мы готовы предоставить необходимую информацию.

«Придворным» партнером Смольного по этой проблематике давно является Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ).

Заместитель директора НИПИ ТРТИ Елена Ногова была вынуждена дезавуировать слова губернатора:

– Разговоры о концепции действительно были, но заказа от городского правительства на научное исследование транспортной перспективы Крестовского острова ни мы, ни другие профильные институты не получали. Очень жаль, что на этом острове демонтированы трамвайные пути, которые отчасти могли бы решить проблему доставки болельщиков в дни матчей. В советское время, как известно, львиную часть болельщиков на стадион имени Кирова доставлял именно трамвай.

Увы, престижный остров дорожники зачистили от рельсов еще два-три года назад, исполняя постановление Смольного № 527 «О программе развития трамвайной маршрутной сети, трамвайных парков и использования их территории в Санкт-Петербурге на 2005–2007 годы».

Почему грохочущий трамвай сняли с Крестовского, понятно: там живут небедные и влиятельные люди, не любящие излишнего шума. Ведь в концепции развития Крестовского острова он позиционируется как «зона спорта и отдыха» и «элитный жилой район». А элитная среда обитания и одновременное развитие там сети общественного транспорта – вещи несовместные. Вот и спустили смольнинские лоббисты транспортную концепцию Крестовского острова на тормозах, попросту «забыли» о ней. Но вспомнить все-таки придется: стадион заставит.

К сожалению, транспортная доступность этого спортивного ареала остается очень плохой. Проход на Крестовский остров обеспечивают всего три моста, и только два из них – автомобильные. А это гарантированные пробки без всяких футболов. Не случайно доставка грузов на стадионную стройплощадку сегодня осуществляется исключительно в ночное время и по единственной транзитной дороге к объекту – вдоль северной кромки Крестовского острова.

Новые переправы – и об этом уже сказала губернатор – здесь не появятся даже в среднесрочной перспективе. Трасса ЗСД будет построена неподалеку от этих мест в лучшем случае лет через пять.

А действующие мосты через Малую Невку – Лазаревский и Большой Крестовский – совместными усилиями способны пропустить две тысячи автомобилей в час, что в дни матчей «Зенита» явно недостаточно. Но не факт, что переправы справятся и с такой нагрузкой, ведь футболисты и VIP-гости будут направляться к новому стадиону не на вертолетах, им необходимо обеспечить зеленую волну даже на забитых набережных и мостах. Официальные лица поедут на стадион в сопровождении гаишников с мигалками, а рядовые болельщики на колесах в это время будут томиться в заторах.

Но джинн уже выпущен из бутылки: к стадиону, на котором только что сооружен первый, подземный этаж перекрытий, надо как-то добираться. Бог с ними, болельщиками на колесах: на футбол можно приехать и на общественном транспорте. В свое время Кисе Курокава предлагал два способа массового подвоза людей: через надземный экспресс, ветка которого окольцует подходы к стадиону, и причал, по которому можно организовать паромную переправу между Васильевским и Крестовским островами. Оба эти способа были отвергнуты с порога из-за дороговизны и сырости концепции.

Главным подходом к «Космическому кораблю», судя по всему, станут ноги болельщиков. Маршрут от ближайшей станции метро «Крестовский остров» достаточно длинный – 2 километра, да и одна станция вряд ли сможет оперативно «выплюнуть» за час-полтора 50 тысяч пассажиров. Пешее расстояние от станции «Старая Деревня» превышает три километра в одну сторону, от «Чкаловской» – более четырех. Путь пешком, как видим, предстоит неблизкий, причем в огромном людском потоке, что просто небезопасно. А вдруг какой-нибудь агрессивный болельщик после поражения «Зенита» захочет снять раздражение на первом встречном, сказавшем неосторожное слово?

Правда, первый заместитель председателя комитета по транспорту Станислав Попов пообещал «НВ», что в день матчей от близлежащих к стадиону станций метро по круговому маршруту будут челночным способом сновать автобусы. Комитет по транспорту выделит для этих целей не менее 50 больших автобусов.

От каких станций метро будут ходить и, главное, где будут останавливаться челноки, чиновник не уточнил. Словом, вопросов к чиновникам о доставке болельщиков к строящемуся стадиону гораздо больше, чем ответов. И зачем понадобилось снимать трамвай на Крестовском острове, если решение возводить стадион именно там к момен

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.