«Водный беспредел – не для петербургских рек»
С каждым годом на водных трассах города становится все больше судов, а число инспекторов ГИМС, следящих за порядком, не меняется
В туристический сезон на водных дорогах Петербурга зачастую царит настоящий хаос. Чтобы навести порядок в сложном хитросплетении прогулочных корабликов, катеров и теплоходов, в рейс ежедневно выходят инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу. Причем северная столица – единственный город, где водные инспекторы трудятся круглые сутки.–Конечно, хотелось бы иметь штат побольше, но приходится справляться имеющимися силами, – говорит начальник Центра ГИМС Александр Камелин. – Всего у нас 32 инспектора, 9 из них постоянно дежурят на окраинах. И ночь у нас – самое сложное время.Со стороны кажется, что работа у речного инспектора – сплошные приятные минуты. Знай себе катайся мимо петербургских красот на мощном катере в модных черных очках, посылая воздушные поцелуи гуляющим по набережным красоткам. Однако на деле все совсем не так. Число частных маломерных судов в акватории с каждым годом растет. Об этом говорят и цифры – в 2008-м с учета сняли 1285 маломерок, а в нынешнем зарегистрировали уже 2323! И только благодаря инспекторам ГИМС в Петербурге до сих пор относительно спокойное речное движение. «Нас мало, но мы в тельняшках», – шутят инспекторы, приступая к патрулированию. Выходя на оперативный простор и в дождь, и под ледяным ветром, экипаж выискивает взглядом «подозрительные» суда: – Если судно идет без видимых нарушений, его никто тормозить не будет, – продолжает Александр Камелин. – А вот если на катере нет регистрационных номеров или он идет с нарушениями (например, двигается зигзагами), то это уже повод проверить, все ли на борту в порядке. Кстати, многие просто не знают всех правил, а потом удивляются, когда узнают, что грубо их нарушили. Часто бывает так, что пассажиры просто гроздьями виснут на леерах или опускают ноги в воду, чтобы «охладиться». Этого ни в коем случае нельзя делать! Проверка документов у капитанов происходит по четко отработанной схеме: сначала инспектор должен подать сигнал капитану в мегафон (на всякий случай предусмотрена и ракетница для подачи светового сигнала). Если судно большое, проверяющий поднимается на борт, если это лодка или маленький катер – документы посмотрят, подойдя к одному из бортов. Причем инспектор обязан представиться по всей форме, а уж затем потребовать права и корабельный паспорт.Основное отличие инспекторов ГИМС от тех же гаишников – они никогда не прячутся. Во-первых, по той причине, что на реке это сделать довольно сложно. А во-вторых, задачи во что бы то ни стало оштрафовать судовладельца у них нет.– Главное – чтобы на реке был порядок, – скромно признался корреспонденту «НВ» один из инспекторов. – Нам тут ЧП не нужны. Увы, далеко не все капитаны это понимают. Хозяева мощных катеров, особенно купившие их недавно, доставляют немало проблем. Вообще-то ограничения по скорости у нас нет, но по негласному правилу в центральной части следует передвигаться медленно. А они наберут на борт кучу народу и показывают свою удаль. По ночам стараются проскочить под разводящимися мостами, кто-то придумал легенду, что такая поездка сулит долгое счастье в семейной жизни. Как люди не понимают, что это смертельно опасно и семейная жизнь может окончиться, не начавшись? Правда, после профилактических бесед почти все делают правильные выводы.Впрочем, львиная доля нарушений приходится все же не на богатых лихачей, а на капитанов прогулочных судов. Главные проблемы – неважное техническое состояние корабликов, нарушения правил перевозки пассажиров (в погоне за длинным рублем судовладельцы пускают на борт намного больше туристов, чем это разрешено) и передача управления судном человеку, не имеющему прав. Но все санкции нарушителей, как выясняется, не пугают. Для того чтобы оштрафовать несознательного капитана, инспекторы должны в установленном порядке передать его дело на рассмотрение мировому судье. Но нормы не менялись с 2005 года, так что в лучшем случае нарушителю светит небольшой денежный штраф. В прошлом году, например, в Петербурге зафиксированы 4 крупных нарушения, за которые предусмотрено серьезное наказание – нарушитель может лишиться прав на срок до 2 лет. Но в суде к водным разгильдяям отнеслись без должной строгости, выписав каждому штраф всего лишь в 1500 рублей. Для сравнения, это стоимость 3 экскурсионных билетов на прогулочный катер. Всего в прошедшем сезоне к различной степени ответственности на водных артериях города были привлечены около 1000 человек.Кстати, на все претензии капитанов о слишком строгих проверках и придирках инспекторов у руководства ГИМС нашелся достойный ответ:– Мы выдали каждому экипажу диктофон и фотоаппарат с функцией записи видео, – говорит Александр Камелин. – Теперь во время проверки инспекторы предупреждают капитанов, что все фиксируется на электронные носители. И ситуация резко изменилась! Теперь если судовладельцы считают, что их незаслуженно обидели, их слова можно проверить. С начала навигации по телефону доверия мы получили 3 жалобы, одна из которых была тут же отозвана. Это о многом говорит. Мы всегда работали только в рамках закона, а если кому-то нравится беспредел на водных магистралях, то мы его не допустим.