Погоду в кино делают «дураки»
Подведены итоги 31-го Московского кинофестиваля
Давно на ММКФ не было такого триумфа русского кино: награды получили все три российские конкурсные картины, а одна из них – «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя – удостоена Гран-при. «Дуракам везет», – объяснил этот феномен совершенно обалдевший от счастья не избалованный призами актер Владимир Ильин, получая «Святого Георгия» за роль доктора Рагина в фильме Карена Шахназарова «Палата № 6». Хотите – верьте, хотите – нет, но случился чисто русский чудесный расклад: посреди лета в Москве вышел «День дурака». Во всех трех российских премированных картинах главные действующие лица – люди не в себе (героиня фильма Александра Прошкина «Чудо», удостоенного спецприза жюри, также заканчивает свои дни в «дурке», отстояв с иконой 128 дней на одном месте как соляной столб). Но интересно не это, пусть и любопытное, совпадение, а все же другое: «психи» в картинах-лауреатах все такие искренние и хорошие, что сам собой напрашивается вопрос: а может, это они – нормальные, а весь остальной мир – нет? Вопрос, как говорится, интересный: не одно поколение философов о него головы сломало… Кстати, не все персонажи фильмов «про дураков» проходят испытание мегадобротой их главных героев. Поэтому-то и словил чужую пулю деревенский дурачок-«милиционер» Петя из замечательной картины «Петя по дороге в царствие небесное». Не говоря уже о персонажах «Чуда» – там на мерзавцах пробу ставить негде. А уж про «Палату № 6» я вообще молчу – хорошо хоть Шахназаров изменил финал и доктора оставил в живых, подарив зрителю свет в конце тоннеля – спасибо ему за эту вольность по отношению к классике…Церемония тоже несла на себе отпечаток чуда небесного. Если в день открытия феста холод и ливень чуть не сгубили дамские изысканные туалеты и настроение гостей, то закрытие, напротив, поразило невиданной, почти африканской жарой. – Москва – город контрастов, – сказал, вытирая пот со лба, почетный гость церемонии закрытия, американец с давними русскими корнями режиссер Майкл Манн (его новая картина «Джонни Д.» об известном гангстере стала фильмом закрытия ММКФ, причем, показанная раньше премьеры в США и в мире, она послужила явным знаком доверия к организаторам кинофорума). Постоянная гостья ММКФ Ирина Мирошниченко, видимо, не привыкла полагаться на прогнозы Гидрометеоцентра и на всякий случай появилась на закрытии… в сапогах. – Для нас Московский фестиваль – это традиционный праздник для зрителей. Я с удовольствием раздаю автографы, позирую – ведь мы, артисты, работаем для публики, без зрителей никакого «кина не будет», – объяснил свою готовность плавиться, сколько нужно, на жаре под прицелами фото- и телекамер один из самых популярных актеров России Сергей Безруков, пришедший на церемонию, как обычно, с красавицей супругой Ириной. Ту же мысль подхватил и режиссер Владимир Хотиненко: – Я счастлив, что этим летом залы ММКФ переполнены. Большей радости для нас, кинематографистов, быть не может.Дело за малым, добавим от себя: чтобы кинотеатры России начали показывать фестивальное кино наряду с «попкорновым». А эта задачка уже потруднее, для нее необходимо создать при ММКФ полноценный кинорынок, которого пока, увы, нет...Члены жюри на звездной дорожке выглядели довольными и вовсе не замученными просмотрами: актриса Алена Бабенко демонстрировала великолепную спортивную форму и не менее очаровательное пестрое платье с декольте. Председатель главного жюри Павел Лунгин за девять дней феста словно сроднился с атрибутом своей власти – парадной «георгиевской» цепью – и радостно в ней позировал на дорожке цвета футбольного поля. Позже со сцены он скажет про кризис в мироощущении, который выразился в общей депрессивности представленных на конкурс картин. Однако пока на лицах гостей и участников преимущественно улыбки. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь», – завещал нам великий Олег Янковский устами своего любимого персонажа. И это правильно: чтобы погрустить, в нашем Отечестве повод всегда найдется и без кино. А пока есть возможность, надо радоваться всему: жизни, солнцу и хорошим фильмам.Итак, награды 31-го ММКФ распределились в основном по справедливости. Явный русский призовой след (четвертая награда – диплом жюри критики – была вручена еще днем Андрею Эшпаю за первую в России экранизацию Владимира Набокова – «театрализованный» фильм «Событие») никого, кажется, не обидел. И на церемонии, и в кулуарах, и на пресс-конференции иностранцы открыто говорили о явном преимуществе конкурсных русских картин в этом году. Единственной наградой, уехавшей за далекие моря, оказалась статуэтка за лучшую режиссуру, врученная молодой мексиканке Марианне Ченийо. Она сняла отличный, трогающий за душу фильм «Пять дней без Норы» с общефилософским посылом, или, как сегодня модно выражаться, «месседжем»: любите ближнего своего, пока тот жив, пока еще не поздно выразить ему свою любовь… Надеемся, что прокатчики купят эту картину. Жаль, что не получила приза за женскую роль Светлана Ходченкова, – меня и многих других удивила глубина ее актерской игры в польской мелодраме «Малая Москва» (фильм Вальдемара Кшистека стал абсолютным лидером польского проката). Света, мне кажется, стала настоящей кинозвездой международного уровня и была вправе рассчитывать на награду, но… статуэтка отбыла на Украину – к юной Лене Костюк, исполнившей главную роль в рождественской антисказке Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Этот же фильм знаменитой одесситки получил главные призы кинокритики (включая престижнейший приз ФИПРЕССИ) и Федерации киноклубов России. Порадовало и внимание жюри к нашим южным соседям: приз конкурса «Перспективы» отдали проблемному грузинскому фильму «Зона конфликта». А спустя полчаса награду за вклад в кинематограф из рук министра культуры РФ Александра Авдеева получил отлично выглядящий 82-летний классик грузинской режиссуры Резо Чхеидзе (его прославила лента «Отец солдата», 1964). Резо весьма кстати вспомнил народную грузинскую мудрость: «Тучи рассеются, а небо – наше общее небо с Россией – останется чистым. Надо вместе, как и прежде, творить, любить и дружить». «Что ж, остался пустяк: сделать так, как завещал великий Резо», – добавил Никита Михалков, закрывая 31-й ММКФ. Попробуем?