Дорога, но только к храму
На Псковщине немало деревень, попасть в которые можно исключительно пешком или на вертолете
Гдовская деревня Крапивно и еще десяток поселений вокруг взбудоражены – кажется, к ним прокладывают дорогу! Огромные самосвалы с номерами Петербурга и Ленобласти несколько дней возили песок, сыпали его в самые страшные ямы на давно не проезжем пути. Правда, местные знали, что дорогу делают не в деревню, а к церкви. Но поскольку храм стоит совсем рядом, они все-таки надеялись, что их снова свяжут с миром. Почему их ждало разочарование, разбиралась корреспондент «НВ».Когда-то здесь было множество деревень по обоим берегам, что не удивительно: река, поля, луга, леса, живи не хочу. Даже в послевоенное время сгоревшие и обезлюдевшие было поселения отстраивались, приезжали новые люди, работали колхозы и совхозы. Теперь два вида травы заполонили окрестности: вредоносный борщевик и хороший как будто люпин, любимая коровья еда. Да вот скота тут не осталось. За последние лет тридцать количество деревень в округе сократилось вдвое, да и остальные практически обезлюдели. И дороги, отмеченной на карте Псковской области по правому берегу Плюссы между деревнями Щепец и Вейно, на самом деле уже не существует.Сергей Борнусов, глава Добручского сельского поселения, куда входит описываемая территория, только рукой машет:– Знаете, сколько людей осталось на территории нашего поселения? На все эти деревни вместе с поселком Добручи около тысячи человек. Есть деревни, где прописаны и постоянно живут два-три человека. Конечно, летом население вырастает, но это дачники, почти все питерские. Да, они платят за электричество, за дом, покупают в ближних магазинах еду, но все равно это население никак не учитывается. А у нас расчет на душу постоянных жителей – и врачебное обслуживание, и количество милиции, и автолавки, и связь.Дачники, тем более из другого субъекта Федерации, понимают, что у местной администрации они ничего не допросятся (не потому, что она такая вредная, а потому, что нищая). Выдав муниципальным образованиям формальную власть, но не подкрепив ее финансированием, наши законодатели фактически поиздевались над глубинкой.– Да вы хоть президенту напишите об этих проблемах, все равно письмо будет спущено до самого низа. И все равно вы будете разговаривать с нами, с районной властью, а у нас ответ один: нет денег! – заявляет с горечью первый заместитель главы Гдовского района Александр Панов, в чьи обязанности входит и дорожное строительство. – Что же касается конкретной дороги через деревню Крапивно, то ее вообще-то не существует. Она при советской власти числилась внутрихозяйственной дорогой (есть такой термин), ее поддерживали местные колхозы и совхозы. Например, в Вейно был огромный совхоз «Лесной». Теперь все хозяйства развалились и трассы обслуживать некому. У нас на них нет денег, кроме того, они нам элементарно не переданы на баланс. Как мы можем ремонтировать то, чего нет? А дорог такого типа у нас по району около 400 километров.Поскольку местные дачники – это в основном грамотные и продвинутые люди, они поняли, что надо как-то биться самим. К счастью, в деревне Крапивно есть церковь Николая Чудотворца. Она заброшена давно, но еще вполне поддается восстановлению. Церковь не считается шедевром псковской архитектуры, она довольно поздняя, конца XIX века – такой эклектики по провинции довольно много, но для всей округи она была настоящим духовным центром. И на реставрацию храма удалось найти спонсоров – ими стали все местные дачники и их хорошие знакомые. Поэтому и самосвалы не с псковскими номерами. Стали завозить кирпич, подвели электричество, расчистили территорию, поставили леса.А поскольку дороги как таковой нет, спонсоры разорились и на дорогу. Но только от деревни Щепец до храма в Крапивно. То есть сквозного проезда до деревни Вейно, о котором мечтали многие местные дачники и редкие аборигены, так и не будет. Но так устроена дорожная сеть Псковщины, что в ней больше прорех, нежели ниток шоссе: чтобы попасть в Крапивно с юга, через Щепец, нужно проехать в два раза больше километров, нежели если двигаться с севера – через Вейно. Причем путь через Щепец тоже отнюдь не шелковый – дороги и от Гдова, и от нашего Сланцевского района местами чудовищно разбиты, хотя с крапивенской экстрим-трассой не сравнить.К тому, что сезонные обитатели деревень устроили какую-то дорожную самодеятельность, местная администрация относится весьма благожелательно.– Без них наши деревни исчезли бы окончательно, а так хоть в летний сезон жизнь есть, – подчеркивает Сергей Борнусов. – Те же дачники не дают умереть с голоду или без врачебной помощи и двум-трем местным старушкам, которые еще доживают свой век по деревням, помогают по-соседски. С другой стороны, проблема дорог, которая решается только частным образом, скажем, люди скинулись, купили машину гравия, засыпали лужу-другую, все равно остается самой животрепещущей. Ведь мы не можем заставить дачников делать дорогу за свой счет! А не все новопоселенцы лично заинтересованы в хорошем подъезде к своим угодьям. Я лично знаю нескольких богатых людей, которые подъезжают к себе по ужасной грязи, но на вопрос, не хотят ли они улучшить дорогу, отвечают так: «Мы уехали из города, где нам надоели люди, поэтому хотим сидеть в глуши и наслаждаться одиночеством, а что дорога плохая – так у нас джипы хорошие, а по гладкой дороге к нам всякий сброд понаедет, все замусорит».Поэтому дачники между Крапивно и Вейно, не попавшие в зону деятельности восстановления церкви, вынуждены сами думать о своем будущем. Ведь в деревне Вейно есть местная церквушка, пусть новодел, но считается, что здешним жителям крапивенский храм совершенно ни к чему. А спонсоров нынче можно найти только на восстановление церкви, более приземленные объекты их не очень волнуют, видимо, считается, что не зачтется на Страшном суде. Да и то: если граждане платят государству налоги и содержат целую чиновничью орду, то они вправе требовать от государства тех же дорог.