«Зрителя нельзя постоянно держать за грудки»

Заслуженная артистка России Галина Бокашевская мечтает о роли королевы, но умеет довольствоваться меньшим

Десять лет назад лидером российского кинопроката стала картина «Тоталитарный роман». Исполнительница главной роли Галина Бокашевская была названа актрисой года сразу на нескольких кинофестивалях. С тех пор ей не приходится сетовать на недостаток предложений. И хотя наступившая эпоха сериалов требует не драматургии, а прежде всего соблюдения сроков, Бокашевская отказывается играть вполсилы. – Сейчас я занята сразу в трех проектах: «Шпильках-2», продолжении сериала «Слово женщине», – перечисляет актриса, – ну и, наконец, режиссер Евгений Звездаков, у которого я снималась в «Кавалерах Морской звезды» и «Чизкейке», пригласил меня в свой новый фильм «Джек Потрошитель» о современном подражателе печально знаменитому маньяку.– Кого в этом фильме играете вы?– Звездаков мне сказал: «Галя, других ролей не было: либо милиционеры, либо маньяки, либо проститутки» (смеется). И предложил сыграть мамку проституток. Я так хохотала! На роль следователя Женя пригласил Дмитрия Марьянова, который, как и я, уже играл в его картинах. Мне вообще нравятся режиссеры, которые не бросают своих артистов и приглашают их из фильма в фильм. Считаю, что они этим только выигрывают, потому что с актерами уже найден общий язык, есть взаимопонимание. Да и самим актерам легче, поскольку они уже работали вместе и им не надо долго пристраиваться друг к другу. – А что лучше для вас: старый друг на съемочной площадке или же новый, неожиданный партнер?– Прежде всего – хороший. С хорошим артистом можно находить колоссальное количество новых поворотов. А хороший старый лучше, чем хороший новый. Тогда быстрее пойдет процесс, особенно если дело касается каких-то близких отношений героев. Ведь бывает так, что актеры встречаются впервые на съемочной площадке и им тут же надо целоваться. Это еще что! Меня однажды прямо с поезда в постель положили! Уже лежа в кровати, спрашиваю актера: «Как вас зовут?» Молодой мальчик, совершенно бледный, говорит: «Сережа». «А я – Галя, – продолжаю беседу. – Вы, Сережа, не волнуйтесь, забудьте, где вы находитесь, вспомните совершенно другую историю из своей жизни. Не слушайте никого, а просто расслабьтесь». Он расслабился, и мы замечательно сыграли. – И часто приходится давать уроки мастерства молодым актерам на съемочной площадке?– Бывает. Половина актеров, особенно молодых, не видят партнера. Да я сама была такой! Ты слышишь окончание фразы и говоришь свой текст. Но ведь я могу рассмеяться или заплакать, могу сказать так или иначе. Все это твоему партнеру очень важно услышать. Помню, Валерий Огородников, у которого я снималась в картине «Красное небо, черный снег», заставлял молодых актеров присутствовать на площадке и смотреть, как играет старшее поколение артистов, говоря им: «Вы должны постоянно учиться». Тут все зависит от самого человека: хочет он постичь свою профессию или нет. – Сейчас в основном снимается телевизионная продукция, где на первом месте стоит задача освоить бюджет, а искусство уходит на задворки. Вы же выкладываетесь так, будто картина на «Оскар» будет претендовать. Стоит ли напрягаться, если ни продюсеры, ни режиссеры никакой сверхзадачи не ставят? А вы по ошибке из-под крана горячую воду пьете, боясь дубль испортить…– Вот мне и мама также говорит: «Кому это надо? Пожалей себя!» Да, можно всех обмануть. И даже себя в чем-то. Но тогда я перестану себя уважать. И очень важно понимать и осознавать, что ты не зря выбрал эту профессию. Может быть, не надо формулировать это состояние, которое во мне, но… я не хочу себя жалеть. Конечно, иногда нужно отдыхать, иначе просто сойдешь с ума. Вот недавно на съемках картины «Шпильки-2» мне приставляли нож к горлу, и так восемь дублей. Я представила, что, если каждый дубль буду выкладываться, просто упаду в обморок, как это однажды было на съемочной площадке у Огородникова. Так что тут надо знать, когда отстраниться. И нельзя зрителя постоянно держать за грудки, мол, иди со мной и не дыши. Надо его отпускать, чтобы он на мгновение переключился на другого героя. Но когда внимание зрителя сосредоточено на тебе, ты должен максимально выразиться.– 10 лет назад в широкий прокат вышел «Тоталитарный роман». За роль Нади вы были названы актрисой года на нескольких кинофестивалях. Не думаете о том, что сейчас сыграли бы эту роль лучше?– Нет. Сейчас я взрослее, а для роли Нади нужен тот наив, который был в то время присущ Гале Бокашевской. Мы снимали эту картину четыре с половиной года, и режиссер каждый год мне говорил: «Галя, умоляю, только мозги не меняй! Да, ты ходишь в музеи, смотришь фильмы, анализируешь, влюбляешься, рожаешь. Это – отдельно. А Надя твоя живет так же, как это было год назад. Она не взрослеет». Все это время я жила своей героиней, а не играла ее. Единственное, что было для меня огромной неожиданностью, когда вдруг пошли награды, когда родилась практически народная любовь к этой картине. – До «Тоталитарного романа» у вас были лишь небольшие роли в кино…– Это потому, что я отказывалась сниматься, хотя мне предлагали и главные роли. Почему? Так ведь время какое было: 1990-е годы, чернуха, порнуха! Я мечтала о кино, но не могла начинать с роли девицы, «сексуально жующей сосиску», как мне обрисовал предложенную в «Барабаниаде» роль Сергей Овчаров. И таких предложений была целая череда. Помню, предложили мне роль императрицы Елизаветы и совершенно колоссальные по тем временам деньги – 6 тысяч рублей за съемочный день. Я насторожилась: «За что же такие деньги?» Мне объяснили: «Понимаете, будет сцена, когда царица после государственных дел занимается сексом и царевич видит ее голую попу». Я в шоке: «Попу? Простите, но я не буду этого делать!» Меня успокаивают: «Вы не беспокойтесь, мы снимем попу дублерши». Я недоумеваю: «А что, вы сверху титрами напишете: «Это – не попа Бокашевской»?» – После «Тоталитарного романа» ситуация изменилась к лучшему?– Наоборот – стали еще больше предлагать роли потаскух! Два года я просто рыдала, пока Сергей Микаэлян не пригласил меня в свою картину «Звездочка моя ненаглядная», где я сыграла возрастную роль. И в Москве после премьеры ко мне подошла одна очень острая на язык кинокритик и сказала: «Если после «Тоталитарного романа» у половины моих коллег было мнение, что роль сделана режиссером, то ролью у Микаэляна ты сдала экзамен. Теперь можешь играть, кого хочешь». Тогда я и поняла, как же правильно сделала, что не стала играть в свое время проституток. – А какой же образ хочется воплотить на экране, но его до сих пор не предлагают?– Хочу сыграть королеву! Чувствую, что взрастила в себе такие черты, которые смогла бы не сыграть, а прожить. Тут в глазах должно быть нечто особенное, чтобы зритель поверил в то, что ты – королева. Переживание, перевоплощение – это все мое. Я не боюсь быть страшной, смешной. Постичь характер другого человека, представить, как он просыпается, какой пастой чистит зубы, что ест на завтрак, о чем думает – ведь работа над образом так интересна! Но это – роскошь, которая позволительна лишь в большом кино. В сериалах, к сожалению, нужен только типаж. – Вам грех жаловаться на невостребованность. Есть и кино, и работа в театре. Недавно вы проявили себя как художник, представив свою картину на кинофестивале в Гатчине. Сын Роман, для которого вы авторитет, тоже не обойден вниманием режиссеров. Чего не хватает для полного счастья?– Мужа. Хочется, чтобы дома меня ждали не только мягкие игрушки и цветы. Конечно, у меня есть друг, но он живет в другом городе. А мне бы хотелось, чтобы мужчина жил в моей квартире, встречал меня, сажал за стол и говорил: «Ну, давай, рассказывай». Наверное, надо захотеть найти мужа или целенаправленно его искать. Но я в этом вопросе надеюсь только на судьбу.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.