Тюрьма – театр, а зэки в нем актеры

Оказавшись за решеткой, убийцы, мошенники и грабители получают шанс реализовать себя в творчестве и построить фундамент для новой жизни

Из российской тюрьмы можно выйти либо сломленным человеком, либо еще более поднаторевшим уголовником, считают многие правозащитники, да и простые обыватели. А в ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти решили сломать этот стереотип. Любой заключенный, который захочет встать на путь праведный, может отправиться на свободу не только с чистой совестью, но также с новой мирной профессией и верой в себя.Заключенный Александр Кузнецов – большой человек на зоне. К нему часто приходят «на поклон»  люди в черных робах, и он решает, чье прошение удовлетворить, а кому указать на дверь. Дело в том, что Саша – главный по части художественной самодеятельности в колонии общего режима № 5 в поселке Металлострой. Его шоу-индустрия, в которой уже есть театр, телестудия, духовой оркестр и ансамбль, растет день ото дня. Администрация учреждения старается привлечь к искусству все больше заключенных.Александр не только выполняет продюсерские функции, но и сам занимается творчеством. Его актерские и организаторские способности, которые на воле направлялись на не очень благовидные дела, позволили ему стать театральным режиссером колониального масштаба. Александр и его труппа поставили ни много ни мало – «Ревизора».– «Ревизор» был единственной подходящей книгой, которую мы нашли в отряде, – рассказывает Александр. – Был еще роман «Война и мир», но ставить его как-то не рискнули.Когда определились с пьесой, стали искать актеров по всей зоне. Александр взял главную роль. Тяжелее всего пришлось с исполнителями женских ролей. Ни один уважающий себя зэк не хотел играть жену и дочь городничего. И с костюмами тоже оказалось все сложно. На тюремном швейном производстве, где привыкли строчить бушлаты да рукавицы, не могли осилить наряды начала XIX века. Самый роскошный костюм получился у Хлестакова – из плотной красной гардины с золотистым рисунком ему сшили домашний халат, который Александр надевает на тюремную робу, выходя на сцену.Тюремный «Станиславский» гордится успехами своей труппы. Она гастролирует по другим колониям, собирая аншлаги, ею довольно начальство, все больше людей теперь мечтает попасть в этот необычный театр. Режиссерский успех Александра бесспорен, ведь в его труппе играют люди, многие из которых и «Красную Шапочку»-то не читали.– От нашего спектакля Гоголь в гробу переворачивается! – говорит Александр с нотками гордости в голосе. У него свое прочтение гениального произведения и свои режиссерские находки, придуманные в угоду аудитории. Например, в кульминационный момент со сцены звучит знаменитая «Мурка». Эту деталь даже пришлось согласовать с администрацией.Тюремный режиссер, ставший знаменитостью, не собирается останавливаться на достигнутом. Теперь он намерен ставить «Семейный портрет с посторонним».– Это комедия положений, она идет в БДТ с большими аншлагами, – рассказывает он заместителю начальника колонии по воспитательной работе Дмитрию Дробышеву. И тем самым подтверждает в глазах руководства свою репутацию человека, сведущего в модных театральных тенденциях.…Александр «мотает» уже второй срок. В девяностые он отсидел за двойное убийство семь из назначенных судом десяти лет. Он окончил три курса факультета психологии СПбГУ, а дальше пошел по скользкой дорожке.– Я был Хлестаковым, – отвечает он, если спросить, за что попал сюда на этот раз. И добавляет: – Меня устраивает моя жизнь. Мне 30 лет, и все еще впереди.– А есть ли что-нибудь, чего вы не совершите никогда? – спрашиваю режиссера и рецидивиста.И он затрудняется ответить на этот вопрос. Человеку, который неплохо устроился в колонии и купается в лучах славы, пока не пришло в голову, что, выйдя отсюда, он получит последний шанс исправить свою жизнь.Таланты……Когда-то Даниил работал на «Ленфильме» вместе со знаменитым режиссером-мультипликатором Гарри Бардиным (автором «Приключений Хомы» и «Тяп-ляп, Моляров»). Даниил не мог предположить, что его талант мультипликатора пригодится на зоне и даже сделает его местной знаменитостью. Его первая работа – анимационный клип на песню, который он изготовил всего за пять дней, – понравилась не только заключенным, но и начальству. Находясь в заключении, он может заниматься любимым делом, совершенствовать свое мастерство и даже учиться – администрация выписывает для него специальную литературу. …Александр, который отбывает срок по экзотической 172-й статье («Незаконная банковская деятельность), стал главным редактором тюремной газеты, пишет статьи о Боге, справедливости и надежде. Кроме него в редакции есть свой спортивный обозреватель, дизайнер, а недавно нашелся и музыкальный критик – пишет статьи о творчестве «Роулинг Стоунз», которыми зачитывается вся зона. ...Тем, у кого нет актерских, музыкальных и художественных способностей, зато есть светлая голова и умелые руки, тоже найдутся дело и возможность реализовать себя. Сергей, который учился на инженера и должен был проектировать коммуникации для зданий, занимается на зоне ландшафтным дизайном. Он придумывает оригинальные клубы, которые украшают внутренние дворики возле жилых корпусов. И каждое его произведение – эксклюзив. Новая профессия, приобретенная за решеткой, может прокормить его на воле.…и поклонники– Здра-а-авствуйте, Юлия Анатольевна, – кричат заключенные, едва завидев невысокую, симпатичную женщину в камуфляже. Ее приветствуют не по уставу, радостно, искренне, как хорошего друга. Юлия Молодцова – начальник воспитательного отдела колонии – и есть тот человек, который помогает им найти тот самый луч света в темном царстве. Она радуется вместе со своими подопечными, когда из только что включенного фонтана вырываются струи воды, с удовольствием слушает концерт тюремных артистов.Служба тюремного воспитателя дала ей нелегкие роли – мудрого советчика,  сурового, но справедливого наставника, ласковой матери для тех, у кого ее никогда не было. Одни заключенные смотрят на нее с благоговением, покоренные ее женским обаянием, другие позволяют себе разговаривать капризным тоном, как с мамочкой, третьи уважают как офицера. Она делает все, что может, чтобы эти люди, выйдя из тюрьмы, твердо стояли на своих ногах. ...В этот день заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе Дмитрий Дробышев не просидел ни минуты, передвигался только бегом, и сигареты как на грех кончились, а новых купить некогда. Подполковник Дробышев – это у него каждый день болит голова о том, как организовать досуг заключенных, где брать стройматериалы, добывать ткани для костюмов, литературу, оборудование для телестудии и много чего еще. И это «замполит» Дробышев находит актеров, музыкантов, скульпторов, танцоров, спортсменов, вытаскивает талантливых людей из безликой массы заключенных и дает им возможность реализовать свои способности. Офицер, прослуживший всю жизнь в органах, огорчается только одним – когда снова встречает на зоне своих подопечных, ушедших на волю. Подполковник Дробышев не играет, а работает.конкурсЗаключенные попробовали себя в журналистикеВчера в колонии № 7 подвели итоги конкурса «Зона журналистов», который ГУ ФСИН учредил в этом году. В двух номинациях – «Телевизионный репортаж» и «Газетная публикация» – состязались более 30 заключенных. Членами жюри стали именитые профессионалы – писатель и председатель комиссии по помилованию Алексей Козырев, режиссер и сценарист Виктор Мережко, главный редактор «НВ» Михаил Иванов…Лучшим телевизионным сюжетом стала работа заключенных из уникальной телестудии, которая действует в колонии строгого режима № 7. А лучшей газетной статьей признана публикация осужденного из «Крестов» – подполковника запаса, служившего в Афганистане. Он написал очерк о том, как на войне проверяются качества людей.Конкурс тюремных журналистов стал первым в России. Теперь руководство ГУ ФСИН вынашивает смелый замысел – открыть при одном из учреждений факультет журналистики, чтобы люди, имеющие тягу и способности к этому ремеслу, получили профессиональные знания. напомним…Все изменилось за каких-то три годаСовсем недавно ни родственники заключенных, ни журналисты не могли даже помышлять о том, чтобы попасть на территорию колонии. Да и администрация учреждений не всегда контролировала обстановку в своих вотчинах. Тогда большинство исправительных учреждений на территории Петербурга и Ленобласти считались «черными зонами», то есть порядки там диктовал криминалитет. Так было и в колонии № 5 в поселке Металлострой. Обшарпанные здания, грязь, разруха, заключенные, предоставленные сами себе. На работу выходила лишь незначительная часть осужденных.  Они не утруждали себя даже походами в столовую – приносили еду в жилые помещения, разводили грязь… Словом, жили как хотели, не признавая уставов и правил.Все изменилось осенью 2007 года, когда начальником ГУ ФСИН по Петербургу и Ленобласти стал Владимир Маленчук – потомственный офицер, прослуживший всю жизнь в исправительной системе. Он привел свою команду, собранную по всей России. В большинстве учреждений сменилось руководство, которое стало устанавливать новые порядки. Отныне вся власть в колониях и изоляторах перешла в руки администрации.Тогда, осенью 2007 года, исправительные учреждения города и области сотрясали бунты и беспорядки. Тревожные новости из «Крестов», где заключенные объявили голодовку, попадали в заголовки федеральных новостей. А журналисты и юристы гадали: кто же одолеет в этой схватке? Победителями вышли Маленчук и его люди. Страсти улеглись, бунтовщики приняли новые правила, а руководство ведомства принялось за благоустройство. Отремонтировали жилые корпуса, стали благоустраивать территорию, украсили мрачные тюремные дворы скульптурами, фонтанами и клумбами. И все это делается руками заключенных – администрация дала им возможность проявлять свои умения, учиться, приобретать новую профессию и зарабатывать себе условно-досрочное освобождение.– Я терпеть не могу формализма. И делаю все это не для того, чтобы нас похвалили, – говорит начальник ГУ ФСИН Владимир Маленчук. – Наша задача в том, чтобы заключенные выходили отсюда нормальными людьми, не озлобленными, не остервеневшими. Мы стараемся, чтобы они поддерживали отношения с родными, получили профессию, чтобы начать новую жизнь на воле.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.