«Запорожец» возвращается
На примере ЗАЗа видно, что экономическим связям России и Украины обострение политической обстановки не мешает
Сотни тысяч россиян ездят на «Запорожцах», даже не подозревая об этом. У нас эти машины до недавних пор шли под маркой «Шевроле-ланос». Покупатели знали, что собирают их на Украине, но и что с того – сама-то модель джиэмовская, то есть корпорации «Дженерал Мотор». На самом деле – ничего подобного. Нынешний «Шевроле-ланос» – на 70 процентов «Запорожец». В доказательство чему он меняет марку – с этого года бывшие «ланосы» получают новое имя – «Шанс» (Chance) и новую эмблему, в которой при большой фантазии можно даже угадать букву Z. Чтобы увидеть чудо превращения дженералмоторовской модели в «Запорожец», корреспондент «НВ», воспользовавшись приглашением руководства завода и российского дистрибьютора «Квингрупп», побывал на месте события.Пока мы ехали на завод, городские пейзажи Запорожья навевали ностальгию по застою. Не видно было не только элитных домов с башенками, супермаркетов на полквартала и прочих примет капитализма, как в Петербурге, – даже обычных новостроек ни одной не встретилось. Зато завод… В Запорожье все наоборот: у нас все забито новыми домами и магазинами, тогда как на предприятиях – прошлый век: старые цеха, старые станки, старые рабочие. В Запорожье – старые дома, советские магазины, зато завод – как будто вчера на его открытии ленточку перерезали. Заместитель председателя правления по производству Василий Кривонос, чтобы доказать, что «ланос» (нынче – «шанс») действительно «Запорожец», провел нас по всей цепочке – от раскроя металла до испытательного трека. Не знаю, как там на самом «Дженерал Мотор», но с российскими заводами это точно не сравнить. Прессы AIDA, роботы Hitachi и почти полное отсутствие ручного труда. 70 процентов деталей машины изготавливается здесь, на заводе, импорт – только 30 процентов. Да и эта доля уменьшается: двигатели для «ланосов», которые раньше покупали в Корее, сейчас делают и на дочернем заводе в Мелитополе. Под гул спрашиваю Кривоноса: – Сколько на заводе людей?– Семь тысяч.– А машин сколько делаете?– В прошлом году было 300 тысяч.АвтоВАЗ, конечно, делал до кризиса побольше – 600, а то и 700 тысяч в год. Зато и работают на нем аж 110 тысяч человек. Как говорится, почувствуйте разницу. Но надо же поддержать честь родного автопрома, поэтому дальше спрашиваю, кивая на дорогое импортное оборудование: – Наверное, сейчас в долгах как в шелках перед банками?– Да кто бы нам деньги в долг давал! Мы же не в России… – удивляется Кривонос. – Свои вкладывали, из заработанного – миллионов по 50–60 долларов в год. Нет, конечно, мы бы не против, чтобы и нам помогали, как российскому автопрому, но Киеву не до нас. На мой взгляд – человека постороннего – может, и к лучшему, что никто ЗАЗу не помогал. Крутились сами, как могли, зарабатывали на сборке всех ходовых моделей – от «Шевроле-каптивы» до «мерседесов».А потом Украина вступила в ВТО, ввозные пошлины на иномарки упали с 25 до 10 процентов, и собирать чужие машины вручную стало невыгодно. Тогда и занялись по-настоящему своим «ланосом», переделывая его в «Запорожец-шанс». Дело не в амбициях, а в экономике. Основной сбыт этих машин – в России, с которой у Украины беспошлинная торговля. Но ввозной пошлины нет только на то, что сделано в самой Украине, за импортные комплектующие нужно платить по полной ставке. Потому и появился стимул делать почти все у себя, на своем заводе. – Был на многих заводах – у нас все как в Европе, – подводит итог экскурсии Кривонос.– Но зарплата, наверное, не как в Европе?– Да, зарплата… – вздыхает главный производственник. – В прошлом году задрали ее аж до 4 тысяч гривен (около 20 тысяч рублей. – Прим. ред.). Больше таких ошибок, наверное, делать не будем.А председатель правления ЗАЗа Николай Евдокимов говорил в основном о роли «Квингрупп». Как и все простые люди, я недолюбливаю дистрибьютеров, дилеров, брокеров и прочих посредников. Купить дешево – продать дорого, на этом стоит рынок, но симпатии эти нужные фирмы как-то не вызывают. А «Квингрупп» – вызвала. Она ведь не посредник, а стратегический партнер завода. В июле подписала с ЗАЗом соглашение о гарантированной закупке 60 тысяч машин с возможностью увеличения поставок до 120 и даже до 200 тысяч. Кто связан с производством, поймет, что это такое, – под такое соглашение завод может инвестпрограмму на год вперед верстать. Может заключать долгосрочные договора с поставщиками, вкладываться в разработку новых моделей, а еще – набирать людей с гарантией, что завтра не придется их сокращать. Глава «Квингрупп» Ленур Ислямов, кстати узбек по национальности, выходец из системы узбекского автопрома – завода «ДЭУ», на матерого бизнесмена совсем не похож, выглядит как спортсмен-экстремал – худощавый, непоседливый и просто излучающий оптимизм. Позднее на испытательном треке, когда все желающие аккуратно проехали на новых «шансах» по одному кругу, он удивился:– А почему никто вираж в заносе с ручным тормозом не проходил? Почему нельзя? Конечно можно! И, сев за руль, с увлечение погнал машину сам. Так же мастерски он разруливал и острые вопросы. – Не повредит ли поставка «шансов» в Россию интересам АвтоВАЗа? – Нисколько, ведь авторынок у России и Украины общий. ВАЗ продает на Украине своих машин больше, чем ЗАЗ «ланосов» в России, пусть люди выбирают, кому что нравится. Вообще мы хотим сделать «шанс» народным автомобилем – качественным, но с ценой ниже 10 тысяч долларов. Поэтому и прибыль пока себе в план не закладываем, цена должна быть привлекательной.А что касается политической напряженности между Украиной и Россией, то от этого вопроса Ислямов вообще легкомысленно отмахнулся:– Ну, ругаются (политики. – Прим. авт.) – на то мы и семья, как же без этого…между тем…Кого обожает пресс-секретарь ЗАЗа – «горбатого» или Путина?Как известно, славу запорожскому заводу принес «горбатый» «Запорожец» – герой половины всех автомобильных анекдотов. Не забывая упомянуть, что и у Владимира Путина первой машиной был «Запорожец», пресс-секретарь ЗАЗа Елена Журавлева с чисто женской эмоциональностью призналась: – Я его обожаю!– Кого – «горбатого» или Путина?– К чему эти уточнения? – ответила она вопросом на вопрос.«Народная дипломатия важнее всего»На презентацию «шанса» в местный дом культуры приехал мэр Запорожья Евгений Карташов. Он не только прической и манерой носить очки похож на Виктора Черномырдина, но и говорит похоже:– Да, наши, так сказать, лидеры обменялись тут посланиями… Мы в Запорожье давно решили, что наша единственная политика – это экономика. Встречался сейчас на Конгрессе славянских народов и с белорусами, и с российскими регионами, всем сейчас трудно… Мы давно хотели с российскими регионами напрямую торговать, еще когда Виктор Степанович премьером был. Спасибо, что приехали – народная дипломатия сейчас важнее всего. Надо бы нам больше вместе…Ничего вроде особого не сказал, а душу щемило: что ж нас так развели? Государства – разные, а народ, по сути, один. Да и язык один. Вологодские вот окают, так что же, их – тоже отдельной нацией считать?«Звание казака выше, чем гражданин Украины»Пользуясь случаем, я заглянул в программу, где значилось посещение вечером острова Хортица на Днепре и, порывшись в памяти, поинтересовался:– Это не то место, где Ющенко свой день рождения справлял?Елена Журавлева, пресс-секретарь ЗАЗа, мгновенно стала сухой и строгой. Чеканно, как заученный текст, она произнесла:– Хортица – это первый в Европе опыт существования демократической республики (имеется в виду вольное сообщество обосновавшихся на острове запорожских казаков, так называемая казацкая республика. – Прим. ред.). – И, поморщившись, продолжила: – И что там этот… Кто там и что справлял – не имеет никакого значения.Слова о первой демократической республики на Днепре я слышал за день еще раз пять. В том числе и от мэра города Евгения Карташова. Он вообще сказал крамольную по политическим меркам фразу:– Мы тут казаки, а это звание выше, чем гражданин Украины! С одной стороны, это явная фронда, да еще с намеком: казаки-то ведь не подчинялись официальным верховным властям Украины. Но с другой – даже если услышат эти слова в Киеве, что они сделают? Там и без того прекрасно знают настроения в восточных областях. Как и то, что только ЗАЗ заплатил в прошлом году 600 миллионов долларов налогов. А если приплюсовать сюда еще налоги с Запорожского металлургического завода, с «Запорожских моторов» (ныне «Мотор Сич»), где делают самые мощные в мире авиадвигатели, то Запорожью лучше предоставить полную свободу слова. Кстати, за весь день украинскую речь я впервые услышал вечером – на выступлении конного шоу «Запорожские казаки» на том самом знаменитом острове Хортица. Так ведь это был театр.