Губит людей не пиво

Правительство России, озабоченное количеством потребляемого в стране алкоголя, разрабатывает меры борьбы с зеленым змием. Однако проблема не только в том, сколько мы пьем, но и в том, из чего состоят популярные в народе напитки

Данные о потребляемых в год 18 литрах чистого спирта на душу российского населения стали тем громом, после которого мы начали наконец креститься. На минувшей неделе президент России Дмитрий Медведев провел совещание о мерах по снижению потребления алкоголя. «За последние годы был уже предпринят ряд мер, – сказал Медведев. – Но если говорить откровенно, я думаю, что вообще ни о каких изменениях говорить не приходится, ничего не помогло». Судя по тому, что совещание свелось к предложениям и пожеланиям, внятной концепции борьбы с алкоголизацией населения у государства пока нет. В числе многочисленных звучащих ныне оценок и предложений мало говорится о том, что проблема не только в том, сколько мы пьем, но и что именно мы потребляем под видом благородного напитка. И речь тут не о суррогате, а о вполне официально произведенной продукции. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова недавно привела данные о том, что в общем объеме продаваемого в России алкоголя около 80 процентов приходится на пиво и коктейли. Для многих россиян эти напитки давно стали повседневными, а в обиход прочно вошло выражение «пивной алкоголизм». Но человек, выпивающий в день несколько бутылок или банок слабого алкоголя, никогда не признает, что у него проблемы. Пить пиво или какой-нибудь джин-тоник совсем не постыдно и даже вроде бы модно. «Мы не просто приучили молодежь к пиву, мы создали образ поведения», – признался в одном из интервью главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.– Нет алкоголизма, который вызывается только употреблением крепких спиртных напитков или же употреблением пива, – пояснил «НВ» главный нарколог Санкт-Петербурга Александр Сафронов. – Есть просто заболевание – алкоголизм. И вопрос не в том, употребление какого именно напитка вызывает болезнь. Если мы уберем всю водку и станем пить только пиво, алкоголики не исчезнут.Есть и вторая проблема – качество потребляемого алкоголя. Мы привыкли говорить о паленой водке, а вот о качестве слабоалкогольных напитков, в том числе пива, заикаются не так часто. В традиционно пивных странах вроде Германии или Чехии тоже пьют немало пенного напитка, но качество, вкус и, что немаловажно, характер опьянения от него совершенно иные, в чем убеждается любой приезжающий туда россиянин. Утреннее похмелье наблюдается лишь в случаях особо ударных доз. О нашем пиве, даже не самом дешевом, этого сказать нельзя. Именно поэтому уже с утра на улицах появляются люди с банками и бутылками в руках: утреннее похмелье, которое у нас привыкли снимать тем, что накануне принимали, – залог процветания производителей алкогольных напитков. Понять, почему наше среднестатистическое пиво резко отличается от производимого за рубежом, несложно. На старте компания выдает качественный товар, стремясь завоевать любовь покупателя. Но качество всегда дорого, а посему больших объемов продаж в короткие сроки ждать не следует. Вот и приходится алкогольному капиталисту, действуя в соответствии с «Капиталом» Маркса, увеличивать продажи, снижать себестоимость за счет качества, поглощать небольшие компании, не скупясь при этом на рекламу и «благодарность» политикам и чиновникам. Помните, каков был срок хранения «Жигулевского»? Уже через три дня пиво превращалось в кислятину. Но капитализм законы природы победил: наше молоко даже в тепле не киснет несколько дней, а пиво сохраняет свою «свежесть и насыщенный вкус» месяцами. Несмотря на этикетки с указанием состава, мало кто верит в то, что пивовары не добавляют в продукт консерванты и прочую химию. Справедливости ради стоит сказать, что нечистых на руку дельцов ловили. В частности, в 2003 году Государственной торговой инспекции удалось в суде отстоять право говорить о том, что в пиве одной из компаний содержится бензоат натрия. – В современной российской пивной промышленности используют не консерванты, а определенные технологические приемы, которые призваны ускорить процесс производства и увеличить срок хранения пива, – поясняет Алексей Долженко, генеральный директор компании «Медоварус», занимающейся производством хмельного меда. – Дело в том, что пищевое производство изменилось в сторону стандартизации вкуса, которая достигается определенным химическим и технологическим воздействием. И это более глубокая проблема, нежели использование консервантов. В той же Чехии основная часть производства – небольшие пивоварни, выпускающие продукцию, потребляемую на местном уровне. То, что производит чешский или немецкий пивовар, пьют его знакомые, друзья, члены семьи. В нашей стране львиную долю производства держат четыре пивоваренные монополии. У них огромные заводы, колоссальные емкости. Во главу угла ставится задача стабильного стандартизированного качества и вкуса. При традиционном производстве вкус и органолептические свойства конечного продукта могут разниться в зависимости от исходного сырья, качества воды. Большинству же потребителей изменение вкуса не нравится. Продление срока хранения достигается фильтрацией, пастеризацией. В результате всех этих манипуляций напиток получается мертвым, хотя и имеющим «правильные» показатели. Фактически мы пьем некий химический раствор из воды, спирта и углекислоты. У наших производителей нет задачи сделать качественный продукт, им нужен «оборотистый», чтобы обеспечить те же выплаты по кредитам. Так что современная российская пивная промышленность – это огромная машина, ставшая заложницей самой себя. Не так давно благодаря инициативе Геннадия Онищенко и введению технического регламента производителей молока из сухой смеси обязали называть свою продукцию молочным напитком. У потребителя благодаря этому появилась возможность выбора. Я бы предложил сделать то же самое и в отношении пивоваренной промышленности, разделив по жестким критериям ее продукцию на пиво и пивной напиток. Есть в нашей стране еще одна «национальная беда» – разгул баночных коктейлей и энергетиков. Ни в одном другом государстве вы не найдете такого разнообразия наименований напитков, которые народные умельцы давно приспособились использовать в качестве средств для уничтожения ржавчины и стеклоочистителя. В интернете возник целый ряд сообществ, разоблачающих производителей таких напитков и в красках рассказывающих о засекреченном содержании этой продукции. Особенно яростно зазвучали призывы остановить производство заразы, после того как в Москве одна компания решила устроить музыкальный фестиваль с названием своего алкогольного энергетического коктейля, дабы увеличить и без того солидные продажи. Внутри банки – несовместимое сочетание стимуляторов и релаксантов, которое на наркоманском жаргоне называется «качели». Плюс алкоголь. При таком «допинге» гораздо быстрее происходит распад личности, не говоря уже о физиологических расстройствах организма. Так что посетители интернет-форумов уже не стесняются обвинять производителей этого пойла в геноциде.По словам главного нарколога Петербурга Александра Сафронова, у медиков вопрос о качестве употребляемого напитка возникает лишь тогда, когда пациент поступает в стационар с отравлением. – Наркологи ведь занимаются последствиями употребления алкоголя, – говорит Александр Генрихович. – Но могу сказать, что в последние годы возросло количество отравлений детей и подростков именно слабоалкогольными баночными коктейлями. Это действительно стало проблемой. И вот тут возникает дилемма для власть предержащих: бороться за здоровье нации или же за пополнение казны и соблюдение интересов крупных производителей? Идея приравнять пиво и коктейли к алкоголю, распространив на них все ограничения, которыми скованы производители крепких спиртных напитков, пока вызывает у властей настороженное отношение. Хотя борьба с водкой без пива – казенные деньги на ветер и передел сфер влияния. Широкомасштабная борьба за качество тоже не ведется. «Бизнес свою задачу решил, государство отмолчалось», – так охарактеризовал ситуацию с разгулом в нашей стране алкоголя «всех мастей и расцветок» в одном из интервью Геннадий Онищенко. Так что пока обезопасить себя от низкосортного пойла, даже официально произведенного, – дело личное. И, увы, на данный момент лишь методом проб и ошибок.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.