В «Играх властных» лидирует Шостакович
Фестиваль в Зальцбурге опровергает миф о том, что русские заполонили музыкальную Европу
Зальцбургский музыкальный фестиваль в самом разгаре. В этом году его девиз - "Игры властных". Тема власти, ее давления на личность подается сквозь призму музыки Дмитрия Шостаковича. Три его симфонии - Восьмая, Десятая и Четырнадцатая - будут интерпретированы тремя дирижерами петербургской школы - Валерием Гергиевым, Марисом Янсонсом и Андрисом Нелсонсом - в последнюю неделю августа.Если подойти к проблеме русского исполнительства, так сказать, статистически и избрать для детального анализа крупнейший в мире музыкальный форум - Зальцбургский фестиваль, - то обнаружится, что из сотен музыкантов, выступающих на фестивале классической музыки number one, "наших" было этим летом всего 13 человек. Один этот факт способен развенчать скороспелый миф о том, что русские заполонили всю музыкальную Европу. На самом деле культура инструментального, да и вокального, исполнительства в Европе несравнимо выше, чем в России. Конкуренция остра, и на мировую сцену прорываются лишь единицы - те, у кого мощные традиции русской исполнительской школы прошлого века живут по сию пору. Этим объясняется, что зарубежный пул востребованных русских звезд в целом немногочислен. Везде и всюду мелькают одни и те же имена, кочуя с одной фестивальной афиши на другую. Возьмем хотя бы программу нынешнего "Зальцбурга-2009": Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Григорий Соколов, Евгений Кисин, Валерий Гергиев и Марис Янсонс. Вторым эшелоном в камерных концертах выступают исполнители высочайшего класса, но менее раскрученные: пианисты Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Аркадий Володось. Мелькнет на специальном проекте "Молодые певцы" пара-тройка солистов из столичных театров, скажем Дмитрий Корчак или Андрей Бондаренко. Сыграет сольную партию в концерте Гайдна виолончелист Миша Майский - вот, собственно, и все. Да, еще: этим летом в Зальцбурге с оркестром "Камерата Зальцбург" дебютирует Андрис Нелсонс - латыш, рижанин, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик и протеже Мариса Янсонса и, помимо прочего, весьма яркая артистическая личность. Недавно он возглавил Бирмингемский оркестр, а его портрет украсил июньскую обложку влиятельного немецкого журнала Opernglas. Хотя относится ли молодой Нелсонс к русским музыкантам - еще вопрос.Стоит заметить, что большинство упомянутых арт-персон живут по большей части вовсе не в России. Афанасьев давно угнездился под Парижем, в Версале; Борис Березовский и Евгений Кисин - в Лондоне, Григорий Соколов - в Италии. Гражданами мира являются и Миша Майский, и Аркадий Володось. Пожалуй, лишь Марис Янсонс и Валерий Гергиев сохраняют верность родному гнезду. Причем Янсонса удерживают в Петербурге по большей части ностальгические воспоминания молодости, а Гергиева - заботы о Мариинском театре.Русская исполнительская школа ценится в мире по нескольким номинациям: дирижеры, певцы, пианисты, струнники. С русскими дирижерами в Зальцбурге - полный порядок. Каждый год выступает Марис Янсонс - то с оркестром Баварского радио, то с оркестром Концертгебау, то с Венскими филармониками. В этом году черед Амстердамского Концертгебау: для обширного международного турне Янсонс подготовил с "Оркестром № 1" две программы. Одну из них сыграет в Зальцбурге: "Военная симфония" Гайдна и Десятая симфония Шостаковича. Выбор сочинений не случаен. И оперная, и концертная программы складывались как глобальная рефлексия на тему власти, ее давления на личность и общество. Десятая симфония Шостаковича считается неофициально музыкальным портретом тирана - Иосифа Сталина. А посредством "Военной симфонии", написанной Гайдном под впечатлением от турецкой войны, дирижер напоминает нам о памятной дате - 200-летии со дня смерти Гайдна.Шостакович звучит этим летом на фестивале часто: исполняются три его симфонии - Восьмая, Десятая и Четырнадцатая - и три квартета - больше, чем в год столетия композитора.