Сергей Гармаш: «Артист должен быть материалом»
Известному актеру, для того чтобы понять человека, достаточно выкурить с ним по сигарете
В 17 лет он мечтал о мореходке, но понимал: не поступит – математику не
сдаст. Поэтому пошел… в театральный. А сегодня на его счету без малого
сто киноролей и прекрасные актерские работы в театре «Современник». В
1985-м, оказавшись в псковских Печорах, Сергей обратил внимание на
человека, который истово бил в храме земные поклоны. Задумался о том,
как можно определить степень чьей-то вины. А годы спустя сыграл у
Михалкова в «12»…Несколько лет, вопреки собственному желанию
сниматься и невзирая на прорехи в семейном бюджете, отказывался от
заманчивых «сериальных» предложений. А когда держать паузу оказалось
невмоготу, получил приглашение от Дмитрия Месхиева сначала в картину
«Механическая сюита», а потом – почти сразу – в «Свои»… О «высоких
материях», которыми можно объяснить взаимосвязанность разделенных во
времени эпизодов судьбы, Гармаш разговаривать не любит. Он земной.
Натуральный. Естественный. Верящий в то, что «человек появляется на
свет для того, чтобы пережить любое счастье и любое горе. Главное –
постоянно находиться в пути. И дай Бог, чтобы этот путь был долгим»... –
Сергей Леонидович, сейчас у журналистов принято задавать вопросы
знаменитым актерам не только и даже, наверное, не столько о творчестве,
сколько, что называется, за жизнь. Вы на такой разговор готовы пойти? – А ради чего? Не все нужно и можно рассказывать.–
Согласен. Но меня интересуют не сугубо личные вещи, а, если можно так
сказать, – общечеловеческие. Те, что волнуют сегодня практически всех.– Вы что, собираетесь задавать мне политические вопросы?– И их тоже. –
Ну, это не мой случай… Я, конечно, интересуюсь тем, что происходит в
мире. Но все мое отношение к политике сводится к участию в картинах
«12» и «Катынь»… – А еще же –
«Чонкин» Менцеля, «Свои» Месхиева, «Отряд» Симонова – все, наверное, и
не перечислишь… Кстати, «Отряд», если не ошибаюсь, был вашим дебютом в
кино?– Не только дебютом, но еще и настоящим потрясением.
Накануне начала съемок Алексей Симонов нас всех собрал и повез на
студию показывать пробы. Когда мы себя увидели, поняли, какой это ужас,
вышли в коридор, закурили, и Саша Феклистов мне говорит на полном
серьезе: «Знаешь, Серега, я в кино больше сниматься никогда не буду». А
я ему: «Сань, я тоже!» Вот так я и начал заниматься этим страшным
делом… – Страшным? Неужели вся ваша дальнейшая киношная работа была вам не в радость?–
Вы почему мне задали сейчас такой вопрос? Что касается профессии, я
работаю, иду по своей дороге, и мне это нравится. Даже притом что у
меня есть свой черный список ролей, которые мне не дали не только
славы, но даже удовольствия. – Но принесли деньги?–
Заметьте, это вы сказали! Конечно, хотелось бы, чтобы чаще предлагали
такие роли, как в «12». Но, если любить свое дело и не халтурить, можно
работать и с режиссерами не такого уровня, как Михалков. – Вы считаете Никиту Сергеевича великим?–
Вся штука в том, что работа с Михалковым для актера – и праздник, и
курсы повышения квалификации. А если для кого-то он как красная тряпка
для быка, я бы пожелал ему хотя бы раз побывать у Никиты Сергеевича на
площадке. Безусловно, далеко не каждому выпадает такая удача, но я на
себе прочувствовал, как он перед съемкой любой сцены настолько всех
заряжает, что ты уже не очень слышишь команду «Мотор!»... – Разве такое завораживание не лишает артиста самостоятельности в творчестве?–
Да вы с ума сошли! Это же фантастическая жизнь! Артист всегда должен
быть материалом для постановщика, как ком глины для гончара. Даже если
я иногда банально не понимаю, чего от меня хочет режиссер, все равно
сделаю то, что ему нужно. У меня вообще нет потребности отстаивать свое
мнение во что бы то ни стало.– При вашем-то опыте – и такое самоотречение?–
Для артиста самое важное – способность сохранить отсутствие опыта и
остаться восприимчивым. Вот был такой случай на картине «Свои». Мы с
Хабенским и Евлановым сидели вечером, разговаривали и придумали, как
нужно сыграть одну сцену. Очень обрадовались, пришли к Месхиеву, а он
выслушал нас и говорит: «Дураки вы. Ничего такого не будет!» Мы,
естественно, опешили, даже обиделись немножко. И тогда Месхиев нам
объяснил, как должно быть. И сделал это настолько убедительно, что мы
поняли: а ведь точно дураки! Он же прав!–
В кино, скорее всего, так и должно быть, потому что там сняли – и
ничего больше не исправишь. А в театре, где над ролью можно работать,
из вечера в вечер что-то меняя, совершенствуя, добавляя какие-то детали?–
Однозначно – то же самое! Когда мы работали над «Горем от ума» с
Римасом Туминасом, мне много чего было непонятно в его режиссуре, и как
раз в том-то и заключалась прелесть работы. Желание понять, постичь его
мировоззрение было. А желания задавать режиссеру вопросы – нет. –
Я, разумеется, рассуждаю как дилетант, но у меня, например, возникает
вопрос к господину Туминасу: а почему, собственно, в «Маскараде» из-под
сцены выскакивает человек в маске, с трубкой и в ластах?–
Тут же все ясно! Нормальная условность, которая связывает времена!
Человек нырнул в Неву в XXI веке, а вынырнул в XIX. И вам это было
непонятно только потому, что вы, журналисты, работаете участком мозга,
который отвечает за сознание. А мы, артисты, все воспринимаем через
подсознание.–
Может быть… Хотя подсознание присутствует и у журналистов. Сижу вот
сейчас, слушаю вас и думаю: мать честная! Пора уже интервью
заканчивать, а я так ничего путного и не спросил… – Знаете,
я люблю наблюдать людей и с годами сформулировал для себя одну мысль:
чтобы понять, что человек собой представляет и какая у него была жизнь,
чаще всего достаточно выкурить с ним по сигарете. А что касается
вопросов, сами подумайте, всегда ли они нужны? Когда-то, в середине
1980-х, я снимался у Володи Хотиненко и встретил в Печорах
удивительного монаха. И мне до того захотелось прикоснуться к его
внутреннему «я», что начал приставать к нему с идиотскими расспросами:
«Да когда построена эта церковь?.. Да сколько лет вы уже
монашествуете?..» А он посмотрел на меня и спокойно так, без
нравоучения говорит: «Вот скажите, молодой человек, что изменит, если я
скажу, что я здесь три года или тридцать три года?» Вы поняли, о чем я?– Кажется да…–
Вот тогда и напишите в своей газете: Сергей Гармаш – обыкновенный
человек, который живет, работает и думает как все нормальные люди…