Леонид Менакер переключился с кино на прозу

Известному режиссеру и сценаристу, создателю картин «Последний побег», «Завещание профессора Доуэля», «Никколо Паганини» исполняется 80

–Мне кажется, этот возраст не про меня, никогда не связывал 80 лет с собой, – признался корреспонденту «НВ» Леонид Исаакович. – Даже не знаю, что меня больше вдохновляет на жизнь – мои родные, близкие люди, многочисленные внуки – их уже пятеро от двух моих сыновей, и еще родился правнук, – или все-таки благодатная возможность каждый день работать? Наверное, все вместе. Но в последние пять лет я живу какой-то совсем другой жизнью, нежели раньше. Да, я снимал фильмы, к большинству из которых сам писал сценарии, но чтобы каждый божий день рано утром вставать и работать именно над автобиографическими эссе, историческими художественными повестями – это новая веха для меня. И это оказалось не менее, а то и более интересно, чем снимать картины.Леонид Исаакович компьютер не признает. Пишет сначала ручкой, а потом исправно перепечатывает на машинке – поздно, говорит, менять привычки в его годы. Не пишет с прицелом обязательно экранизировать или опубликовать произведение – важен процесс.Однако минувший год оказался особенно плодотворным и продуктивным для писателя и сценариста. Вышла его книга «Калейдоскоп». Менакер, рассказывая о ней, употребляет кинематографический термин «рваный монтаж»: это небольшие рассказы, эдакие трагикомические истории, случавшиеся с известными деятелями театра и кино, свидетелем которых был автор. Российская гильдия киноведов и кинокритиков Российского союза кинематографистов, отличающаяся весьма строгим подходом, назвала эту книгу лучшей за 2008 год и присудила автору премию «Слон». Сценарий «Служу Советскому Союзу» о драматических событиях, развернувшихся в Северном лагере во время Великой Отечественной войны, где прообразом главного героя послужил известный публицист Михаил Кольцов, был приобретен продюсером, но до съемок в связи с кризисом дело не дошло. Заинтересовался новым произведением Менакера «Сабли Мингачаури» известный режиссер Сергей Снежкин. Сегодня решается вопрос о съемках этой трагикомедии на «Ленфильме». Закончил Леонид Исаакович и сценарий «Последний парад», в котором действия разворачиваются в 70-е годы ХХ столетия, – история генерала, который переосмысливает причины Великой Отечественной войны. Без КГБ в повести не обходится – «безопасность» проникает и в личные семейные отношения героя, в итоге все заканчивается весьма драматично: генерал поджигает свою дачу и погибает в огне.– Не желая оболгать Великую Отечественную, которую я встретил мальчишкой, я все-таки очень обеспокоен тем, что в Уголовном кодексе Российской Федерации готовится статья, наказывающая за дискредитацию этой войны, – говорит Леонид Менакер. – То есть можно будет реально пострадать за критику действий Сталина. Но это же чудовищно. Студенты показывают совершеннейшее незнание истории, говоря, что Сталин выиграл войну. Но какой ценой! Какая злостная самоуверенность стояла за всеми его действиями в начале войны. Сегодня же видна явная тенденция камуфлировать его поступки. Огорчен известный кинематографист и тем, что кинорынок сегодня напоминает привокзальную барахолку, куда сваливают дешевую продукцию. И чем выше уровень продукта, тем менее он востребован. Есть нужда прежде всего в долгоиграющих сериалах, нередко с «довольно хилой основой». Выпустив три мастерских режиссуры в Университете кино и телевидения, Менакер решил отойти от преподавательской деятельности. На эту работу уходят силы, а хочется еще воплотить множество писательских замыслов. Тем не менее Леонид Исаакович считает, что отчасти внес свою лепту в молодой российский кинематограф. Его ученики разных лет – Антон Сиверс, Андрей Либенсон, Дмитрий Парменов, Ануш Варданян, Алексей Богданов, Павел Мальков, Вика Зуева, Саида Курпешева – вполне уверенно делают шаги в профессии. Своего учителя они не забывают, звонят, приходят, советуются. Жизнь продолжается.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.