Финнам покажут лучшие спектакли Петербурга
Хельсинки стал третьей европейской столицей, где проходит «Петербургский театральный сезон»
Сегодня вечером в центре финской столицы в большом театре «Савой» Театр Комедии им. Н.П. Акимова покажет спектакль «Игроки» по пьесе Николая Гоголя. О том, как будет проходить «Петербургский театральный сезон» в Хельсинки, и о многом другом – наша беседа с художественным руководителем театра «Приют комедианта» Виктором Минковым. Напомним, что идея сезонов – масштабного международного культурного проекта, который призван представлять лучшие спектакли северной столицы на знаменитых театральных сценах Европы, – принадлежит именно Виктору Минкову, одному из самых талантливых театральных менеджеров Петербурга. Идея была одобрена правительством города и комитетом по культуре. – Виктор Михайлович, в 2007 году для проведения сезона была выбрана Прага, в прошлом году – Берлин, а теперь Хельсинки. Почему?– Выбор совершенно не случаен. «Петербургский театральный сезон» проводится не спонтанно, лишь бы куда-то поехать, а исходя из внешней политики города. Финны в этом году отмечают глобальное событие – 200-летие вхождения Финляндии в состав Российской империи. В рамках этого празднования состоялся приезд в Петербург президента Финляндии Тарьи Халонен, открылся Финский дом. В апреле прошли Дни Санкт-Петербурга в Хельсинки. Поэтому естественным продолжением «Петербургских сезонов» является проведение их в столице Финляндии. – Но случались ли театральные русско-финские проекты? Например, как в кино, где лишь недавно наметилось сотрудничество – пример с фильмом «Граница. 1918» Лаури Терхёнена?– Пока не было совместных работ. Но существует сильная интеграция в культуру Финляндии российских театральных постановок, и особенно петербургских. Финны знают и любят русский театр. В Хельсинки есть замечательная сценическая площадка в самом центре города – театр «Савой», – там и пройдут все четыре спектакля нынешнего «Петербургского театрального сезона». С этим театром мы дружим очень давно. Еще пять лет назад показывали там в рамках «Культурных дней Петербурга» «приютовскую» «Тетку Чарли из Бразилии» и «Дон Жуана» из Комиссаржевки. Сложились не просто хорошие, а очень теплые отношения. Буквально за два месяца до нашего сезона «Савой» был полностью отремонтирован, даже отреставрирован – теперь там установлена современная техника, новые кресла, зал вмещает 715 мест.– Расскажите о спектаклях, которые увидит финский зритель. Ведь расчет на финского зрителя?– Да, именно так. Мы, конечно, очень рады, когда на петербургские постановки приходят наши соотечественники. Но главная наша задача – привлечь внимание как раз европейского зрителя. Такая задача стояла перед нами и в Праге, и в Берлине. Наши спектакли проходят с синхронным переводом – всем зрителям раздаются наушники. Итак, мы везем в Хельсинки «Подвенечную фату Пьеретты». Постановке, осуществленной в театре «Приют комедианта» московским режиссером Николаем Дручеком, уже пять лет, но я смело могу сказать, что за эти годы спектакль нисколько не потускнел, он по-прежнему считается одним из самых ярких, стильных и зрелищных в Петербурге. Во второй вечер будет показан спектакль Театра Комедии имени Н.П. Акимова «Игроки», с успехом идущий уже два года. Это фонтанирующая юмором и иронией постановка Татьяны Казаковой. Третий вечер будет отдан самому брендовому спектаклю Петербурга – «Оскар и Розовая Дама» Театра им. Ленсовета, где блистательно играет великая Алиса Фрейндлих. Эта пронзительная история 9-летнего мальчика, который приговорен к смерти от неизлечимой болезни, заставляет зрителей плакать во всех странах, куда только ни привозится спектакль. И завершает сезоны популярный сегодня коллектив, который часто гастролирует за рубежом – театр пластики рук Hand made с постановкой «Потехе – час, или TIME FOR FUN». – Кому принадлежит прерогатива в выборе спектаклей?– Всегда предлагаем мы, как сторона, за чей счет проводятся сезоны. Но при этом мы обязательно ориентируемся на мнения профессионалов той страны, куда мы едем. Финской публике интересна классика, интересен психологический театр и театр авангардный. Все это есть в афише сезона. Нашими советниками здесь были Хелена Милони, бывший директор Института Финляндии в Петербурге, ныне глава Театрального центра в Хельсинки, а также Тапани Нархи, директор театра «Савой». – Ответный визит будет в Петербург?– Такая инициатива должна идти от другой стороны. Что касается Праги, то она последовала, – спустя полгода чехи привозили к нам несколько спектаклей. Берлин не счел нужным ответить. В Хельсинки еще думают, чем можно было бы покорить Петербург. – Что-то еще будет в программе сезона?– В фойе театра «Савой» будет развернута роскошная выставка кукол-марионеток Театра имени Е.С. Деммени. Выставка знаменитая, она не раз представляла нашу страну за границей. Мастер-класс для студентов театральных вузов проведет художественный руководитель Театра Комедии имени Н.П. Акимова Татьяна Казакова. Ну и 25 сентября участники сезона смогут посмотреть очень любопытный спектакль «Ментальная Финляндия» в Финском национальном театре. Прежде на сезонах мы представляли только свои работы, и вот впервые состоится некий культурный обмен.– Кризис повлиял на проведение театрального сезона?– Конечно. Во всем экономия. Артисты прежде жили по три дня и две ночи, сейчас все едут только на одну ночь. Но никакой экономии мы не придерживались в отношении отбора спектаклей – они могут быть и с большим составом артистов, и с маленьким, здесь главный критерий – качество постановки. Как и раньше, декорации отправляются двумя 12-метровыми трейлерами. Один лишь «Оскар…» потребовал отдельного грузовика.– Алиса Бруновна недавно перенесла серьезную операцию на связках, а в «Оскаре…» ей приходится говорить беспрерывный монолог в течение трех часов. С готовностью ли актриса приняла предложение ехать с таким сложным спектаклем? – С абсолютной готовностью – Алиса Бруновна понимает, что это представление города, и она проявляет свои патриотические чувства. Понятно, что, когда приезжает Алиса Фрейндлих, статус любого мероприятия резко возрастает. Спектакль «Оскар и Розовая Дама» действительно тяжелый – и в психологическом плане, и в физическом, но, с другой стороны, это ее любимый спектакль. Фрейндлих всегда выбирает маршруты, где она его никогда не играла. В Хельсинки «Оскар…» будет представлен впервые.