Через века – сквозь акимовский взгляд

Еще в 1904 году в доме купца Елисеева была открыта Театральная зала, и там был дан первый спектакль «Гамлет». До революции над Елисеевским гастрономом постоянно размещались комедийные театры. Труппы не были постоянными – собирались, чтобы сыграть спектакль, потом расходились

В 1929 году театру был придан статус государственного и присвоено название Театра сатиры. Через два года он превратился в Ленинградский театр сатиры и комедии. Несмотря на то что здесь блистали такие звезды, как Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов, театр к середине 30-х годов оказался на грани закрытия.В 1935-м театр, называвшийся уже тогда Ленинградским театром комедии, возглавил выдающийся художник и режиссер Николай Акимов – и этим решил его судьбу. Блистательно прошли на сцене «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Школа злословия», «Опасный поворот», «Тень». Театр был признан одним из лучших театральных коллективов страны. В 1949–1956 годах Театр Комедии остался без руководителя – Акимова за свободомыслие, за «неправильную» репертуарную политику уволили... Но еще 12 славных лет было отпущено театру, когда в него вернулся Акимов. Лучшие спектакли тех лет: «Дракон», «Обыкновенное чудо» Шварца, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Простые рассказы» по Чехову, «Дон Жуан» по Байрону.В 1968-м Акимова не стало – умер на гастролях в Москве – не выдержало сердце. Говорят, усугубило сердечную болезнь его отношение к вторжению в Чехословакию советских войск. Но умер, как и мечтал, – после своего самого любимого спектакля «Тень», почитав на ночь французский роман...…Почти три десятка лет в театре сменялись один за другим режиссеры, работали Вадим Голиков, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Дмитрий Астрахан. Главные режиссеры были с разной мерой таланта и умения организации процесса. Беда была в том, что театр ждал и не мог дождаться того, кто походил бы на Акимова… Должно было пройти достаточное количество времени, смениться поколения артистов, чтобы прежняя слава стала лишь отблеском и не затмевала новых успехов. Восстановленную, точнее, заново поставленную нынешним художественным руководителем Театра Комедии Татьяной Казаковой «Тень» Евгения Шварца наконец приняли и те, кто помнили «Тень» акимовскую. Это совершенно новый спектакль, у него свой почерк, свой колорит. Казаковой интересны переклички между современностью и прошлой эпохой, она обращается к драматургии Островского, Гольдони, Уичерли, Салтыкова-Щедрина. Театр Комедии знают не только петербуржцы, но и люди приезжие – трудно пройти мимо прекрасного здания, которое возвышается напротив Екатерининского сада на Невском проспекте. Театр недавно был основательно отремонтирован и модернизирован, глубина сцены увеличена, зрительный зал и фойе приобрели роскошный вид, а актеры получили прекрасные и удобные гримерки. На одной из стен за кулисами театра по-прежнему висит известный портрет Акимова, где он смотрит через лупу. Символично и мудро, будто благословляет на поиски своего, творческого и нешуточного взгляда на веселое искусство комедии.признания в любвиАкимов хвалил за магнетизмВладимир Труханов, заслуженный артист РСФСР:– В моей жизни был только один театр – Театр Комедии. И я счастлив, что попал сюда, да еще к такому прекрасному режиссеру, как Акимов. Николай Павлович говорил мне: «Вы очень правдивый артист. Когда вы выходите на сцену, то вокруг как будто бы никого уже и нет. Все внимание только вам. У вас какой-то особый магнетизм». Я самый большой старожил в нашем театре, работаю с 47-го года, мне через два года – 90! Самый первый мой спектакль был «С любовью не шутят». Мне со всеми режиссерами легко работалось, вот и с Татьяной Сергеевной легко. Я до сих пор занят в спектакле «Как важно быть серьезным». Меня привозят в театр на такси и потом увозят. Иногда Казакова просит меня посидеть в зале и оценить, как получаются у артистов роли. Даже как-то и неловко: мне все нравится, разве я могу какое-то замечание сделать?Не время подводить «круглые» итогиБорис Улитин, заслуженный артист России:– Я пришел в Театр Комедии в 1961 году. Сдержанно, умно, внимательно и последовательно Николай Павлович Акимов сделал мне прививку к театру. К нашему театру и к театру вообще. И, когда после смерти Акимова началась чехарда с режиссерами, эта прививка позволила мне пережить это время, не теряя чувства собственного достоинства. Но один раз я все же уходил из театра – произошел конфликт с главным режиссером – Вадимом Сергеевичем Голиковым. Когда вернулся в Театр Комедии, худсовет практически единогласно проголосовал за меня. И вот я уже больше двадцати лет служу и ни о чем другом не мыслю. Думаю, при всей «круглости» даты театра не то время, чтобы подводить «круглые» итоги. Театр – живой организм, он, слава Богу, меняется, приходят свежие люди, и я думаю, мы сейчас в периоде какого-то очередного становления.Признание в любви… сномСветлана Карпинская, народная артистка России:– Я дама кокетливая и очень люблю комплименты, цветы, духи. Но вот однажды я получила совершенно неожиданное признание... Когда-то я играла в спектакле «Мой милый старый дом». Геннадий Воропаев играл мужа, Ольга Антонова – его любовницу, а я – жену. Играли спектакль часто, и публика его обожала. Как-то утром пришла на репетицию, администратор спрашивает меня: «Там на банкетке спит мужчина – это ваш знакомый?» – «Нет, нет!» – отмахиваюсь я. Администратор объясняет ситуацию: «Мужчина был вчера на спектакле, в котором вы играли, и пришел на его утренний показ уже со взрослым сыном. Увидел, что вместо вас играет другая актриса, вышел из зала и сказал, что лучше здесь посидит и подождет вчерашнюю исполнительницу. Ненароком задремал».«Хочу прыгать по сцене, смеяться и кричать»Елена Руфанова, заслуженная артистка России:– В моей жизни был период, когда я была готова... совсем оставить театр. Отработав 10 лет в Театре имени Ленсовета, в какой-то момент почувствовала, что время остановилось, как будто крутишь педали велосипеда, а никуда не едешь. И я ушла в никуда. Однажды раздался телефонный звонок от Татьяны Сергеевны Казаковой: «Лена, а не хватит ли тебе сидеть дома?» Пришла в Театр Комедии не сразу и без большой охоты. Но как только начались репетиции, поняла, что страшно соскучилась по театру, что хочу надеть костюм, парик, взять в руки реквизит, прыгать по сцене, смеяться и плакать, шептать, кричать, пикироваться с партнерами за кулисами и выходить на поклоны. Все это свершилось в спектакле «Деревенская жена». И вот уже шестой год я тружусь в Театре Комедии. Думаю, в какой-то мере театр стал моим домом. «Жить без Театра Комедии я не могу»Дора Шухман, вахтер, в прошлом осветитель:– Наша семья во время войны была эвакуирована из Киева в Ленинабад. В 1942-м родители мои умерли. Мы с братиком должны были выживать сами и попросились работать в ленинградский Театр Комедии, который был тоже эвакуирован в Ленинабад. Меня выучили на осветителя, а брата взяли рабочим сцены. Николай Павлович Акимов стал нам вместо родного отца. И я навсегда прикипела к театру. Брат потом ушел, а я осталась тут на долгие годы. Когда в 90-м меня из-за зрения попросили уйти из осветителей, расстаться с театром я не смогла. Пусть вахтером, но только здесь – здесь мой дом, здесь вся моя жизнь. Хотя как зритель я комедии не люблю. Я больше драму уважаю.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.