Эдгард Запашный: «Могу уснуть рядом с тигром»
Знаменитый дрессировщик уверен, что среди хищников есть «реально добрые животные»
«Цирк братьев Запашных» вновь намерен порадовать петербургских зрителей. 30 октября в СК «Юбилейный» начнется двухнедельный премьерный показ масштабного шоу «Садко». С одним из братьев Запашных – старшим, Эдгардом – корреспондент «НВ» беседовал во время монтажа «сложносочиненных» конструкций и декораций. – Эдгард, прошло немногим более полугода, как при полном аншлаге в том же «Юбилейном» братья Запашные показывали шоу-программу «Камелот», способную удивить самого требовательного зрителя. Неужели «крупногабаритные» шоу пекутся как блины? – Штамповать такие продукты невозможно. Возможно – создавать. Если подобран хороший коллектив – коллектив профессионалов. Затевая «Садко», мы знали возможности нашего коллектива, знали, на что способны артисты, на что – технические службы, в какие сроки сможем уложиться. А закупить необходимое оборудование не проблема. По-моему, уже сейчас можно сказать, что у нас все получилось. Хотя темп пришлось держать бешеный. Для «Садко» аппаратура изготавливалась специально: декорации, надувные конструкции, облегченный колокол… Мы нашли фирму, которая сделала нам не только искусственный дождь, фонтаны, но и искусственную реку. – При имени Садко сразу вспоминается картина Репина: новгородский купец и гусляр на дне морском. Если бы братья Запашные занимались дрессурой не хищников, а, предположим, дельфинов или каких-то других представителей водной фауны, не возникло бы вопроса: почему «Садко»?– После «Камелота» мы получили солидную долю критики, что выпустили «не российский продукт». Даже с формулировкой мы не согласны. Все было сделано русскими людьми и для российских людей. Просто кому-то не понравилось, что тематика – скандинавская. Во время «Камелота» активно обсуждался проект «Имя России». Александр Невский? Петр Первый? Мы могли пойти по этому же пути. Но тогда были бы ограничены хронологическими и биографическими рамками. А у сказки, легенды, былины может быть интерпретация. Сказка может быть увлекательной и для взрослых, и для детей. Остановились на «Садко», во-первых, потому, что для циркового шоу здесь необычайно широкие возможности. И как бы это пафосно ни прозвучало, «Садко» – очень патриотичное произведение. Садко был настоящим патриотом. В заморских землях он и был именем России. – Значит, ваш Садко пойдет по миру? – Он будет путешествовать по всему миру: Египет, Япония Китай… Будет знакомиться с культурами других народов. – Вот тут-то и понадобятся львы и тигры.– Конечно, в былинах о Садко тигров нет, но, если мы вспомним сказку «Руслан и Людмила», то там тоже нет тигров, а в фильме Александра Лукича Птушко они есть. Режиссер решил добавить такую краску, от чего фильм только выиграл. Кстати, там папины тигры – тигры Вальтера Запашного. К шоу с хищниками нас постоянно подталкивает публика. Мы с братом можем делать какие угодно сложные трюки, но видят в нас прежде всего дрессировщиков. – Чем на сей раз будут удивлять зрителей дрессированные хищники братьев Запашных?– Тем, что они в воде. Львы не любят воду. Тигры в воду пошли с удовольствием. Радовались, прыгали. Дисциплина для них перестала существовать. И тем самым они создавали нам массу проблем. Но в «Садко» заняты не только хищники. Животных в два раза больше, чем в «Камелоте». Впервые на манеж выведем белого льва. Будут обезьяны, попугаи, двугорбые, очень большие (тонна веса в каждом!) верблюды – целый караван. Медведь будет, гуси, собаки. Общее число животных – больше 80. Это много. Это дорого, в конце концов. – Я читал о «Садко» как о совместном проекте «Цирка братьев Запашных» и петербургского Театра балета имени Якобсона.– Мы поторопились заявить об этом. Да, было такое предложение, но по независящим от нас причинам пришлось от него отказаться. Танцовщиков и танцовщиц мы отбирали из числа ведущих актеров популярных мюзиклов. – Задумка сама по себе интересная. Не было идеи сделать совместный проект с Мариинским или Большим театром? Представляете, какой мог быть резонанс! – Конечно, это очень престижно и ответственно поработать с Большим или с Мариинским театром. И интересно для зрителя. Но эти театры к нам с предложениями не обращались. С удовольствием пошли бы на такой эксперимент. Почему нет? Но мы с братом, к сожалению, с Валерием Гергиевым не знакомы. И честно говоря, надеялись, что благодаря нашему проекту балет Якобсона выйдет на новый для него уровень. – Эдгард, сколько часов длится ваш рабочий день во время работы над новым шоу? – В 9 часов я всегда в цирке, к семи стараюсь закончить и – в тренажерный зал. У брата график гораздо хуже. Аскольд контролирует компьютерную графику, и я видел, как он иногда спал в зрительном зале во время перерыва в репетициях, потому что в сутки более трех часов ему поспать не удается. Вы думали, я скажу: приходится работать по 18 часов, без выходных и отпуска? Я не машина. Стараюсь организовать рабочий процесс так, чтобы часов 6–7 на сон оставалось. – А как насчет отпуска?– С отпуском не получилось по другой причине. Две «отпускные» недели я провел в больнице. – Хищники?– Нет, от хищников я еще ни разу серьезно не пострадал. У меня дома разрушилась раковина. Оперся, раковина не выдержала, лопнула, и я на левой руке разрезал 7 сухожилий, на правой оторвал трицепс.– Сантехника оказалась коварнее львов и тигров?– Меня уже в прессе подкалывали: «Сантехник-укротитель», «Запашный не справился с раковиной». Вы не поверите, но последние три года каждый раз в конце весны я получал травму. То разорвал связку на колене; в прошлом году, боксируя, повредил плечо. Так что последние три года я свой «отпуск» провожу в одной и той же клинике. – Я слышал, что с животным нужно работать изо дня в день. После длительного перерыва приходится все начинать заново?– Это не совсем так. Мы с братом все-таки работаем с умными животными. Львы и тигры обладают великолепной памятью. После некоторых гастролей животным полагается 30-дневный карантин. Случалось, что мы месяц к ним не подходили, а через два дня уже были спектакли. Для «Садко» мы восстановили один трюк, который не репетировали 5 лет. Тигры с первого раза все сделали. Больше скажу. Я забыл, в какую сторону мне надо отходить. Тигр пошел в нужном направлении и тем самым подсказал мне мои действия. – Еще говорят: животные очень реагируют на новые запахи. Мол, не дай бог, незнакомый парфюм, никотин, алкоголь.– Конечно, резкие запахи могут раздражать животных, как и человека. Но не должно быть стереотипа (хотя он почему-то есть), что животное агрессивно реагирует на новый запах. Это не так. Нельзя сказать, что выпитая дрессировщиком бутылка водки вызовет атаку хищника. Я много раз видел бухих коллег – тех, что пили для храбрости или от страха. Другое дело: тигр может понять, что в таком состоянии человек – слабый и на него можно напасть. А бывает и по-другому. Однажды у Аскольда заболело плечо, и он натер его мазью с резким запахом, и наш самый добрый тигр испугался. Запах вызвал не агрессию, а страх. Мы тогда шутили: нам палки не нужны, достаточно иметь при себе флакон этой мази. – Хищник может быть добрым? Если да, приведите примеры. – Тигр Мартин и белый лев Фрэнк реально добрые. Мы их называем аномальными хищниками. Я смело могу уснуть рядом с любым из них и знаю, что проснусь живым. Это дорогого стоит. Примеров подобного рода больше можно привести из практики отца. Вальтер Запашный не раз вспоминал, как одни хищники бросались и защищали его от других. Папа рассказывал, как прятался за льва Султана, когда на него пыталась нападать тигрица Багира. – Самые яркие примеры зрительской признательности? – Мы с братом уже достигли того уровня, когда зрители аплодируют при нашем появлении на арене. Можно сказать, авансом. – Авансом? Так не бывает. – Бывает. Я в Новосибирске присутствовал на шоу толстяков, когда 2000 зрителей встретили их бурными аплодисментами, а потом на сцену полетели стулья. Тогда я раз и навсегда усвоил: зритель никогда ни при каких обстоятельствах не должен в тебе обмануться. (Автор приносит благодарность за помощь в подготовке интервью Татьяне Болотовской)