Взлет запрещен

До нового года рабочая лошадка российского авиапрома – самолет Ту-154 – навсегда покинет небо

В Петербурге попрощались с еще одним детищем ОКБ Туполева. 15 ноября Ту-154, принадлежавший авиакомпании ГТК «Россия», выполнил свой крайний (летчики очень не любят слово «последний», для них это плохая примета) полет в Москву. Прощание с легендарным лайнером, который около 40 лет считался рабочей лошадкой российского авиапрома, прошло без лишней помпы. Его полностью заменят более современные и экономичные Boeing и Airbus. С лайнерами, созданными в 1960-х годах, уходит целая эпоха в истории российской авиации, а вместе с ней – поколение летчиков, посвятивших этим самолетам всю свою жизнь. В апреле текущего года навсегда приземлился и Ту-134. На 38-ю стоянку аэропорта Пулково самолет прилетел из Краснодара. Тогда его встретили командиры эскадрильи, пилоты, бортмеханики и штурманы, которые посвятили ему десятилетия летной службы. Пришли и молодые пилоты ГТК «Россия», которые еще совсем недавно делали первые шаги в авиации на борту известного детища ОКБ Туполева. Старшее поколение летчиков не скрывало грусти. Корреспонденту «НВ» они рассказывали, что Ту-134 для них все равно что старый друг. Они планировали полетать на нем хотя бы до 2010 года, но руководство авиакомпании решило иначе и на год раньше вывело легенду российской авиации из парка воздушных судов. Но эмоции сбрасываются со счетов, когда речь заходит о техническом прогрессе, безопасности полетов и требованиях международной авиации. Сегодня ведущие российские авиакомпании («Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Аэрофлот») делают ставку на зарубежную технику – самолеты А-319, А-320, Boeing, Embraer и Bombardier. Вместе с тем представители перевозчиков заявляют: самолеты 154-й модели ОКБ Туполева остаются исключительно надежными, они отлично зарекомендовали себя за десятилетия эксплуатации по всей стране и за ее пределами. И несмотря на это, должны покинуть небо. Почему? Ответ на этот вопрос корреспондент «НВ» нашел в ГТК «Россия». Первые шаги в сторону западной техники петербургская авиакомпания сделала в начале 2000-х годов. Тогда европейские страны ввели ограничения по шуму, и небо над Старым Светом оказалось закрытым для Ту-134 и Ту-154Б (модификация с усиленной конструкцией крыла). Эти самолеты составляли основу парка «России». Ту-154М с более экономичными двигателями, которые соответствовали новым требованиям, не справлялись с объемом перевозок, и выдержать расписание авиакомпании удалось только благодаря своевременной покупке Boeing-737. Еще одно обстоятельство не в пользу моделей Туполева – рост цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо. Из-за неэкономичных «тушек» расходы перевозчика на авиакеросин тут же выросли на 50 процентов. К тому же российские самолеты оказались значительно тяжелее иностранных аналогов, что тоже сказалось на затратах. Ведь аэропортовые сборы и платежи за аэронавигационное обслуживание рассчитываются за каждую тонну веса. В 2008 году цены на авиационное топливо выросли на 80 процентов, и это стало решающим доводом в пользу зарубежных лайнеров. Незапланированные расходы на заправку лайнеров российского производства составили более 4 миллиардов рублей. По официальным данным ГТК «Россия», процесс переоснащения идет уже 4 года, сегодня он просто получает свое логическое завершение. Руководство авиакомпании утвердило прекращение эксплуатации Ту-154 с 15 ноября 2009 года. Выводятся все 10 «тушек», которые использовались. При оценке эффективности эксплуатации этого типа были рассмотрены финансовые результаты его использования в 2009 году, а также прогнозы на 2010-й в сравнении с А-320. Учитывалось все – стоимость и расход топлива, лизинговые платежи, затраты на переобучение экипажей и обеспечение летной годности. Результаты очевидны – эксплуатация Ту-154 нерентабельна. Так же считают и в других крупных российских авиакомпаниях, которые выводят отечественные самолеты из парков. К примеру, авиакомпания «Сибирь» использует различные модификации Airbus и Boeing и, как стало известно, уже рассматривает варианты покупки реактивных лайнеров производства Embraer или Bombardier. В парке «Трансаэро» Ту-154 и вовсе никогда не использовался, о чем сообщил официальный представитель авиапредприятия Сергей Быхал. По его словам, еще в 1993 году компания начала закупать самолеты Boeing. Однако это никоим образом не связано с претензиями к самолетам ОКБ Туполева, более того, «Трансаэро» использует одну из последних его разработок – Ту-214. – Изначально мы шли по другому пути развития, – отметил Сергей Быхал. До конца этого года от использования Ту-154 планирует полностью отказаться и «Аэрофлот». Представители компании заявили, что на замену 154-м моделям в скором времени придет А-320. Российские авиакомпании планируют использовать иностранные самолеты как по стране, так и для полетов за рубеж. Перевозчики утверждают: они вынуждены делать выбор в пользу импортной техники, потому что отечественный авиапром не смог предложить им альтернативы для замены 154-й модели Туполева. Хотя в 2003 году на Московском авиационно-космическом салоне было заявлено о создании нового российского лайнера МС-21 («Магистральный самолет 21 века»). Детище конструкторских бюро «Яковлев» и «Ильюшин» выиграло конкурс Росавиакосмоса, и на старте проекта предполагалось, что МС-21 придет на смену Ту-154. Однако, по словам эксперта в области авиации, главы аналитического агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, МС-21 появится на рынке не раньше 2016 года. А существующие модели ОКБ Туполева – Ту-204 и Ту-214 – сейчас не могут в полной мере заменить 154-ю. – Таким образом, замена Ту-154 иностранными самолетами – наиболее простой выход для российских авиакомпаний, – заявил эксперт.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.