Нет уважения – не будет и судна

Петербургский судовладелец лишился своего имущества за хамство по отношению к морякам

В Калининграде выставлено на аукцион судно «Ямбург». Цель продажи – погашение долгов по зарплате морякам. А главная причина такого исхода не финансовые трудности судовладельца, а его наглое отношение к своим работникам, оскорбившее калининградских моряков. В марте сего года в калининградском порту было арестовано судно «Ямбург» под удобным грузинским флагом. Арест обеспечила инспекция ITF (Международного союза транспортников) с помощью адвокатской фирмы «Юстиция». Причем с момента письменного заявления моряков, длительное время не получавших зарплату, и до момента вынесения судом решения об аресте прошла ровно неделя. И вот теперь, спустя восемь месяцев, судно уже выставляется на аукцион с целью продажи для погашения задолженности по зарплате – это в первую очередь, – а также удовлетворения различных претензий прочих кредиторов бывшего судовладельца.Арест судна под «удобным» флагом по жалобе моряков в нашей практике не первый. Были инофлажники типа «Ортос» и «Кхаир-1», также уходившие с аукциона. Встречались суда, от «Салуса» и до корейского «Гранитный», где зарплата выплачивалась до процедуры принудительного исполнения или сразу после вынесения судебного решения. Причем в последнем случае на встречу с экипажем примчался из Сеула сам судовладелец, долго извинялся перед моряками за поведение менеджера, виновного в задолженности, и сказал такую поразившую нас всех фразу: – Я приехал, чтобы лично извиниться перед моими работниками, как перед членами моей трудовой семьи, за поведение моих представителей. Кстати, во всех вышеуказанных случаях судовладельцы, включая гражданина Республики Египет Халима Фуду («Кхаир-1»), поступали примерно также. Причем египтянин даже раздавал женам моряков смятые доллары из личного кармана. Умеют на Западе цивилизованно решать конфликты. Но случай с «Ямбургом», пусть и прикрытым флагом Грузии, но полностью принадлежащим российскому предприятию ООО «Петрофлот» из Санкт-Петербурга, наглядно показал, как относятся к нашим морякам отечественные судовладельцы.При первичной инспекции судна, когда двое моряков пожаловались на задолженность по зарплате и мы начали переговоры, гендиректор компании Дмитрий Суханов потребовал оградить его от безосновательных жалоб «судовых пьяниц», по его словам, давно и полностью все сполна получивших. В подтверждение по факсу тут же пришли заявления, подписанные жалобщиками, о полном и безоговорочном отсутствии каких-либо претензий к компании. Но через пару месяцев началась вторая «серия» – моряки, к тому времени лишенные даже снабжения, в полном составе подписали доверенность адвокату. «Петрофлот» же снова применил тот же приемчик: путем каких-то внушений по телефону судовладелец убедил часть экипажа снова отозвать свои заявления и, не получив зарплаты, вернуться в Питер. Далее эти отказники написали кучу писем и в калининградский суд, и в питерские правоохранительные органы. С одинаковым содержанием типа: «Я, честный сотрудник честнейшего судовладельца, возмущен решением суда, действиями профсоюза и преступным умыслом капитана, замыслившим недоброе с целью наживы. Уверен, зарплата будет выплачена и без вмешательства этих злодеев, чьи действия губительны для меня, работника, и для моего работодателя».

Одновременно калининградская инспекция ITF стала получать заявления бывших моряков «Ямбурга», в разное время списавшихся с судна также без зарплаты. В то же время еще одно судно «Петрофлота», работающее в Средиземноморье, также вышло на связь с жалобами и претензиями. И тут же для конфиденциальных переговоров с моряками «Ямбурга» приехал сам господин Суханов с людьми, величавшимися «юристами». «Юристы» были такими. Один на полном серьезе заявил в суде, что экипаж – это не экипаж, в смысле, плавсостав, а временные гастарбайтеры, нанятые охранять судно, вдруг, откуда ни возьмись, появившееся в Калининграде. Заявил, видно, не читая судовую роль и прописку в паспорте моряка. Другой – также не читая индивидуальных контрактов и действовавшего на судне коллективного договора – потребовал установить в суде принципиально новые условия оплаты труда экипажу. Впрочем, юристы были под стать так называемым «переговорам». Ведь не назовешь же переговорами одностороннее «грузилово» судовладельцем своих моряков в стиле: «Зарплата будет в Греции и в том размере, который я вам там и назову». Ни звука о задолженности за три месяца и никаких обещаний снабдить моряков водой и едой. Кстати, к тому времени людей поили и кормили профсоюзы моряков России и Латвии и разовую материальную помощь оказало экипажу правительство области. Жить на борту частично отапливаемого судна трудновато. Поэтому по ходу судебных слушаний моряки последовательно списывались с парохода, передоверяя дела капитану, который оставил судно последним в начале лета. К тому времени «Ямбург» был обесточен портовыми властями, и гражданин России на борту судна, стоящего в российском порту, готовил себе еду прямо на палубе на самопальном мангале. На глазах ничуть этим не удивленных портовых властей, как будто дело происходило в какой-нибудь Африке. Аналогично реагировали на соответствующие обращения – мол, примите меры к судовладельцу, являющемуся российским юридическим лицом, – и правоохранительные органы Калининграда и Питера, от разнокалиберных прокуратур до санитарно-надзорно-карантинных органов. Впечатление было, будто в калининградском порту образовалась черная дыра экстерриториальности, где не работают законы, правила и инструкции РФ. Между тем, как только случай с судном под грузинским флагом дошел до сведения тамошнего министерства транспорта, наши юристы оперативно получили все документы, необходимые для завершения дела, – от нормативных до коммерческих.Предварительные итоги этого таковы. Экипаж получит свою зарплату, а банк-залогодержатель из Латвии, немало вложивший в оплату своих «юристов» и не предложивший морякам никакого компромисса, не получит ничего. Мелочь, а приятно.И совсем не мелочь вот что – капитан «Ямбурга», нормальный парень из Питера, сказал:– Честно, Суханов мог бы нас уговорить на следующий бесплатный рейс. Если бы приехал, извинился и хоть чего-нибудь пообещал. Но он повел себя так, что мы серьезно обиделись. Я не собираюсь морализировать на эту тему: лишь описываю, что и как было. Просто из любого конфликта можно выйти, если на самом деле уважать своих работников и иметь желание найти компромисс.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.