Культура не должна насаждаться сверху
В редакции «НВ» состоялся круглый стол «Чего не хватает Петербургу, для того чтобы называться культурной столицей»
Несмотря на то что Петербург славен множеством культурных событий, фестивалей, театральных, художественных проектов, что-то да мешает нам расслабиться и сказать: все у нас хорошо и все идет по плану. Болевых точек много, начиная с отсутствия пандусов и подъемников для инвалидов, элементарной нехватки денег на реконструкцию домов, содержание театров и музеев, в конце концов, сильно пострадала та особая ленинградская интеллигентность, которая всегда отличала северную столицу. Обо всем этом и говорили участники круглого стола, который провела редакция «Невского времени». В обсуждении проблемы приняли участие Антон Губанков, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга, Лариса Гергиева, руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра, Вадим Фиссон, художественный руководитель и режиссер театра «Комик-Трест», Татьяна Юрьева, искусствовед, директор Музея современных искусств им. С.П. Дягилева (СПбГУ), Константин Лопушанский, кинорежиссер, Андрей Константинов, музыкант группы «Терем-квартет», Алексей Утеганов, театральный режиссер и актер, Павел Кузнецов, писатель, Владимир Желтов, редактор отдела культуры газеты «Невское время», Елена Добрякова, корреспондент отдела культуры газеты «Невское время».Владимир Желтов:– Несколько лет назад мне предложили участвовать в конференции, и я свое сообщение назвал «Петербург – культурная столица?». Именно со знаком вопроса. Устроители возразили: «Нет, только восклицательный знак». Сегодня опять хочется спросить: так восклицательный или вопросительный знак ставить? Я понимаю, что у каждого из нас свои проблемы и свои болячки, – давайте попробуем найти пути движения: чего в самом деле не хватает для того, чтобы Петербург был культурной столицей?Антон Губанков:– Название сегодняшнего круглого стола – по-журналистски провокационно. Но я бы предложил более щадящее: «Чего не хватает Петербургу, чтобы полностью соответствовать званию «культурная столица». Для меня, как для председателя комитета по культуре Петербурга, определение города в качестве культурной столицы очевидно. Кстати, я подумал недавно о том, что у Москвы не существует такого количества эпитетов, как у Петербурга. О Москве говорят: первопрестольная, златоглавая, белокаменная – это все «державные», какие-то застывшие определения. А мы и Северная Венеция, и северная столица, и Северная Пальмира, и город трех революций. В сочетании этих слов более широкий культурно-исторический контекст.Татьяна Юрьева:– Для меня это город художников. А еще это город с областной судьбой…Антон Губанков:– Я был поражен, но термин «культурная столица» появился лишь в середине 90-х годов с легкой руки тогдашнего куратора петербургской культуры Владимира Петровича Яковлева. На одном из всероссийских совещаний он сказал, что Петербург – культурная столица. Тогда была идея переходящего звания культурной столицы. Каждый год, как это принято в европейских странах, какой-то город получает звание культурной столицы. Тем самым он привлекает финансирование, становится в центре общественного внимания и в итоге развивается. Когда-то это звание было предложено передать Ростову. Но люди стали писать возмущенные письма: с какой это стати министр культуры отказывается от звания культурной столицы? Елена Добрякова:– В сентябре Пермь объявила себя культурной столицей России. Это заявление вызвало резкий общественный резонанс. Знаю, что вы, Антон Николаевич, это заявление приветствовали и даже предложили установить между нашими городами культурный мост. К сожалению, недавно произошли и близ Петербурга, и в самой Перми печальные события, так что мост пролег пока такой вот драматичный... Но тем не менее вот существует город на Урале, и там говорят: мы хотим быть культурной столицей. Насколько Петербург готов культурные полномочия передать Перми?Антон Губанков:– Культуры мало не бывает. Театральной столицей через год можно сделать, допустим, Красноярск. А музыкальной столицей пусть будет Пермь. Между прочим, Министерство культуры России очень позитивно относится к этой идее, и сейчас в Минкульте разрабатывается положение о переходящем культурном статусе городов. И мне кажется, настоящие благородные и толерантные петербуржцы должны это только приветствовать. Недавно мы встречались с Борисом Мильграмом (министр культуры Пермского края. – Прим. ред.), с Маратом Гельманом (известный московский галерист. – Прим. ред.), которые придумали для Перми проект «Культурная столица». Мы договорились о конкретной работе – о регулярном культурном мосте, договорились подписать договор о создании особого сообщества «Петербург – Пермь». Оно должно стать объединяющим началом, генератором идей для России. Понимаете, Пермь в плане культурного контекста более подвижна, податлива, чем Петербург. Зато у нас есть возможность делать совершенно уникальные проекты на стыке традиции и авангарда. Когда в интерьеры Эрмитажа или Русского музея помещают инсталляции – получается уникальное сочетание. Андрей Константинов:– В культурной столице мероприятия должны проводиться уровня не городского, не междусобойного, а всероссийского, международного. И в этих событиях должна быть перспектива для молодежи. Где есть перспектива – сразу начинается движение. Недавно прошел третий Всероссийский конкурс народных исполнителей, организатором которого является «Терем-квартет». Дети приехали талантливейшие – из Владивостока, Мурманска, Краснодара. Почему так издалека приезжают? Потому что знают, что ими интересуются, ими занимаются – мы культурная столица для всех детей, поют ли они народные песни, эстрадные, классику. Я за то, что надо поддерживать детей. И поддерживать мероприятия, которые открывают перспективы для молодежи. Пусть Пермь называется культурной столицей, но Петербург остается самым передовым русским городом. Именно русским. Потому что русская культура всегда вбирала в себя очень много чужого и преображала это. Алексей Утеганов:– Петербург становится культурной столицей в тот момент, когда он себя так называет. Как только мы ставим вопросительный знак – тут же теряем статус этой столицы. Потому что язык – дом бытия. Когда летом мы устраиваем пивной фестиваль и называем себя пивной столицей, мы тут же ею и становимся. Как только Петербург обретает имя криминальной столицы, так ею и становится. Вообще столицы не на географических картах находятся, а в сознании людей, которые живут в том месте, которое они считают культурной столицей. Культурные мероприятия в Петербурге не могут сравниться ни с какой Пермью – ну разве что с Москвой. В пресс-релизе круглого стола написано, что Москва отвоевывает у Петербурга звание культурной столицы… Пока этого не писали, я так не считал. А теперь подумал: ну да, наверное, отвоевывает. Петербург всегда был форпостом на Северо-Западе, и для меня это оплот строгого стиля, петербургского театрального менталитета, снобского, консервативного, и в этом ничего плохого нет. Если в Москве происходит бурление, что-то креативное, то этим-то она и славна. А вот Петербург славен своей железобетонной каменностью, которую ничем не сшибешь. И этого не нужно стесняться, а нужно этим гордиться. Петербург, мне кажется, должен быть славен отсутствием толерантности. Тут надо биться за то, чтобы не возникало ничего чуждого для города. Елена Добрякова:– Но время-то идет вперед, не можем мы оставаться постоянно городом-музеем.Вадим Фиссон:– Я бы поставил после слов «культурная столица» не вопросительный знак и не восклицательный, а многоточие. Это подразумевает то, что точки нужно раскрывать. Культурная столица чего? России? А может быть, лучше соответствовать европейскому уровню? Существуют огромные пласты культуры, которой у нас в городе просто нет. И мы не имеем права выставлять на обсуждение вопрос о том, культурная мы столица или нет, покуда я буду, извините, на заднице подниматься в любой театр нашего города (Вадим Фиссон передвигается на инвалидной коляске. – Прим. ред.). Я сейчас говорю не только о себе, поймите, а обо всех тех, кто ограничен в своих физических возможностях, – в России эти люди почти никуда не имеют доступа. Почему, когда я приезжаю на Бродвей, который самый коммерциализированный в мире, я имею возможность попасть в любой театр, причем за четверть цены? В своем лице я представляю два пласта – негосударственный театр и человека с ограниченными возможностями. Действительно, у нас могучий город с огромной историей – Эрмитаж, Мариинский, Александринский театр. У нас «Терем-квартет», у нас все есть. Но где культурный центр, подобный тому, который существует в Ганновере, в Гамбурге, в Авиньоне – отнюдь, кстати, не столицах – просто в европейских городах? Где в Петербурге место, где могут собраться художники, театральные деятели, молодые, авангардные? Замечу, в Европе об этом заботится государство. Антон Губанков: – Ой ли? Неужели исключительно государство? Вадим Фиссон:– Да, эта поддержка там существует. А сегодня ты приходишь куда-то и с тебя берут такую аренду, что мама дорогая! И если это молодой театр, неизвестный, не поддерживаемый никем, то он прогорит. В Петербурге нет возможности развиваться. Нет возможности соединения разных видов искусств. А ведь открытия происходят только на стыке, сейчас время постмодернизма. Те, кто неформально творил, вынужден был уехать на Запад: группа DEREVO, театр «Шарманка», театр Полунина. Неважно, что артисты давно живут кто где – в Дрездене, в Риме, в Париже… Они представляют Петербург, который их не оценил. И еще. Четыре года подряд наш театр «Комик-Трест» проводит акцию «Театр – доступная среда». Мы приглашаем людей на колясках, матерей-одиночек, воспитанников детдомов, пенсионеров, живущих за чертой бедности, смотреть наши спектакли. Есть в Петербурге Ночь музеев. Давайте устроим День театров – дадим возможность населению хотя бы один раз в год пойти бесплатно в театр. Один раз в году такую дань отдать, наверное, может каждый петербургский театр. И тогда мы приблизимся к европейским стандартам. Мы уже приближаемся по чуть-чуть – за счет строительства пандусов и подъемников для инвалидов в нескольких музеях и двух-трех театрах. Но этого мало. Давайте мы, деятели культуры, принимать участие в качественном изменении общества. Татьяна Юрьева:– По-моему, мы этим и живем. И часто работаем не за деньги, а выполняя некие духовные задачи. Если вернуться к определению культурной столицы, то само слово «столица» предполагает наличие породы людей, которая выделяется на фоне российских городов. Столица – это манера поведения, манера жить. Но столица еще и предполагает мировой уровень событий. В Петербурге почти нет таких событий. Приезжаешь в Москву – конечно, за голову хватаешься: там базар, товарно-денежные отношения… Но Москва столица в том плане, что там нет проблемы провести биеннале. Там вкладывают в искусство, и это здорово! 20 лет назад я организовала Дягилевский центр, и все годы я слышу, что денег нет. Конечно, я благодарна Санкт-Петербургскому университету, факультету филологии и искусств, за понимание – я могу расположить коллекцию работ и не платить за помещение. (Правда, мы передали коллекцию в дар Университету.) Сейчас мы создали Музей современного искусства исключительно для того, чтобы активизировать жизнь молодежи, в наш старинный подвальчик на Васильевском острове смогут приходить все и всегда. Это своеобразный центр притяжения. Но, наверное, он слишком мал для Петербурга, нужны еще какие-то пространства, и чем больше их будет, тем лучше. Хотя я со страхом думаю, что вот сейчас у нас прекрасные люди работают в Петербурге, но это все старшее поколение. Замены я не вижу – ни Валерию Гергиеву, ни Льву Додину, ни Михаилу Пиотровскому, ни директорам музеев Сергею Некрасову и Нине Поповой. Я, как педагог, 40 лет отдавший преподаванию, думаю, как важно воспитать молодых. …Мы не должны у власти что-то просить, власть должна нас сама замечать. Власть нужно делать партнером. И власть должна прекрасно понимать, что художественные, общественные советы надо менять, чтобы одни и те же люди не сидели десятилетиями, распределяя деньги. Надо понимать, что растут совершенно новые люди. Лариса Гергиева:– Для меня это необсуждаемая тема – культурная ли столица Петербург. Тут не о чем спорить, что-то доказывать. Проходит Пасхальный фестиваль – надо видеть, что творится в Москве, – музыканты съезжаются со всего мира, и в основном это солисты Мариинского театра. Люди готовы висеть на люстре, чтобы послушать Штрауса, Вагнера. В Академию молодых певцов Мариинского театра, которой я занимаюсь 12 лет, поступить непросто, там огромный конкурс. В Мариинку едут, зная, что здесь получат серьезную школу. И наши ребята поют по всему миру. Мы не берем за обучение никаких денег, порой к нам попадают из театров разных городов совсем, кажется, безнадежные певцы – и занимаешься с ними, чему-то учишь, и они возвращаются в свои театры уже какие-то просветленные, наполненные. Наш город для них – столица. Лучшим молодым оперным звездам сейчас премии вручают в Риме – и это хороший стимул. …Если говорить о Перми, я работала в этом городе в оперном театре более десяти лет назад. Люди стояли в очереди на морозе, чтобы попасть на спектакль. Но сейчас у них, увы, нет уже больших певцов, нет таких солистов, дирижеров, как раньше, нет фестивалей, которые бы собирали залы.Татьяна Юрьева:– Так установят статус, предложат хорошие условия, зарплаты – и поедут певцы, и артисты, и художники…Лариса Гергиева:– Да, я согласна. Главное – захотеть что-то сделать для города. Когда пять лет назад мне предложили возглавить во Владикавказе театр оперы и балета, мне казалось, поднять его будет неразрешимой задачей: там лет десять ничего не происходило. Но театр ожил буквально на пустом месте, и уже 16 премьер состоялось. Артисты с удовольствием участвуют в фестивале «В гостях у Ларисы Гергиевой», многие выступают благотворительно. Но что я хочу сказать: говоришь с москвичами – первый вопрос: сколько заплатите? Говоришь с петербуржцами – таких вопросов нет. В этом петербургский стиль, петербургский образ жизни, и все понимают, что за этим стоит. Павел Кузнецов, писатель:– Я немного разрушу идиллическое представление о Петербурге как о культурной столице. Петербург был городом трех революций, колыбелью революции, чего угодно, но никогда не назывался культурной столицей. Потом, в перестройку, он стал отчасти политической столицей. И тогда же возникла дискуссия о городе с областной судьбой, которым он был совершенно реально. Советская власть не тронула ни оперу, ни балет, ни Мариинский театр, ни Консерваторию – ну, распродала часть Эрмитажа, но все-таки основное сохранилось. И Русский музей остался, и осталась великолепная архитектура. Однако с точки зрения литературы, гуманитарных наук, философии, неофициальной живописи город был вычищен, люди вынуждены были эмигрировать в 70–80-е или уезжать в Москву. К 1985 году идеологический прессинг тут был чудовищный. И то, что город стал называть себя культурной столицей, было исключительно благодаря исторической перспективе, вечным ценностям Петербурга. А что касается современной культуры, некоммерческого искусства – все обстоит печально. В Париже Центр Помпиду на 90 процентов бесплатен, там происходят события. В Берлине то же самое… В Америке, в Европе все это есть. Ничего подобного нет в Петербурге. Увы, мы никакая не столица ни по сравнению с Москвой, ни по сравнению с другими европейскими государствами. И если уж говорить о воспитании подрастающего поколения, то в Петербурге не по-столичному низкий уровень преподавателей. Так как же мы собираемся кого-то растить?Константин Лопушанский:– Какое все-таки это туманное определение – культурная столица. Многоуровневое и многогранное. Начнем с того, что культурной столице не хватает культуры бытовой, которой определяется все. Все мы ездим по разным городам Европы и мира. Там исключено, чтобы человека сбили на пешеходном переходе, когда он идет на зеленый свет. У нас такое возможно. С этого начинается город. Нам нужна элементарная программа по культуре. Культура воспитывается в школе. Можно приглашать деятелей искусства – два раза в год, бесплатно, чтобы дать мастер-класс в любой школе. Думаю, не только я, но и многие согласились бы. Через два, через пять, через десять лет в атмосфере города проявится заложенная сейчас культура. Раньше говорили: это ленинградцы. Сегодня различий с другими жителями нашей страны почти нет. Это надо вернуть. Дальше – что касается брендов, культурных феноменов Петербурга. Надо придумать такие события, которые бы стали видимыми всему миру. Может быть, Антон Николаевич, стоит подумать над созданием программы «Культурная столица»?Антон Губанков:– Так она уже есть!Константин Лопушанский:– Но мы этого не знаем. По крайней мере, я… Если она есть, слава Богу. Тогда не надо изобретать велосипед – нужно просто начать участвовать в этой программе, может, расширить ее – усилить ее нашим интеллектуальным вкладом – чтобы мы могли изменить ситуацию в городе. Потому что культурная столица каждый день шаг за шагом должна добывать себе это право так называться. Надо же что-то делать.Владимир Желтов:– Эта программа должна быть известна в школах, по крайней мере преподавателям общественных дисциплин.Елена Добрякова:– Не хватает элементарных общих сведений – портала в интернете. Информационного центра. Много вещей всяких происходит повсюду – но за ними очень трудно уследить, сведения разрозненны.Антон Губанков:– Надо подумать надо всем этим. Главное, чтобы программа «Культурная столица» была эффективной. Она разработана полгода назад. Но начала работать еще раньше, кстати, на внебюджетные деньги. В дискуссии прозвучала фраза, что у нас нет событий мирового уровня. Это не так. А «Звезды белых ночей», а выставки в Эрмитаже, а концерты на новой сцене Мариинки, а спектакли Додина, Фокина, Эйфмана – это разве не мировой уровень? А сразу четыре крупнейших театральных фестиваля за одну осеннюю неделю? Столица – это город, куда едут. Но столица – и город, откуда едут. Лариса Абисаловна совершенно правильно сказала про наши акции в Цхинвале – это тоже мировой уровень. А Международный театральный сезон, который мы проводим уже три года – в Праге, Берлине, Хельсинки? Мы тут говорили о своего рода общественном культурном центре. Разве чиновник его должен сделать? Чиновник должен поддержать. Ребята, придумайте! Решите, что вы там будете делать! Проявите инициативу, а не ждите, когда кто-то придет и сделает. Я не против центра современного искусства. Я обозначаю проблемы. Иногда говорим: вот нам нужен музей – а нет того, что должно наполнить этот музей. Есть вещи, которые рождаются естественным путем. Культура не может быть санкционированной сверху. Вадим Фиссон:– Помните ДК имени Первой пятилетки, в котором проходила жизнь, в котором было подобие центра современного искусства? Когда-то ДК Первой пятилетки был центром боулинга. Мы его преобразили – одну сцену своими руками сделали, платили аренду, никто нам не помогал, мы три года там просуществовали. Поэтому когда вы ставите нам в упрек – докажите нам чем-то, так мы уже доказали, и не раз. Антон Губанков:– Конечно, власть нужно постоянно теребить. Вот мне очень понравилось предложение о Дне театров. Я размышлял в этом направлении, думаю, в следующем году мы обязательно реализуем эту идею. И установка пандусов и подъемников нас сильно заботит. Мы разработали подробнейшую программу повышения уровня доступности учреждений культуры для инвалидов. И уже начали ее реализовывать. Недавно оснастили подъемником Большой театр кукол. Но заметьте, все действия нужно согласовывать с КГИОПом, а это особая история…Вот Павел сказал: Петербург – выхолощенный город. Нет. Здесь самовоспроизводимая среда. И я вижу, как человек, приехавший в город 3–4 месяца назад, вдруг становится абсолютно петербургским по духу, впитывает все, будто губка. Здесь архитектура воспитывает, пространство, особая аура – и лепятся какие-то удивительные люди. Интересно, что при Романове, которого многие вспоминают недобрым словом, жили и творили Владимиров, Лихачев, Товстоногов, Корогодский, Пиотровский-старший…Вадим Фиссон:– Тогда создавались условия. А как сегодня получить возможности для творчества?Антон Губанков:– А разве сейчас не созданы все условия? Вам ли это, Вадим, не знать! Если у вас есть проект, подавайте заявку на субсидию – это как раз можно будет сделать в конце декабря – начале января. Мы ежегодно более сорока миллионов выделяем на самые разные проекты негосударственным организациям. И сумму не уменьшаем, несмотря на кризис.Константин Лопушанский:– Надо поддержать проекты, формирующие облик культурной столицы.Татьяна Юрьева:– Когда я говорила о мировых событиях, я не имела в виду Эрмитаж, Мариинский театр и Русский музей – я, наоборот, их назвала. Я имела в виду, что событий мирового значения нет в плане современного искусства. И это наша беда, потому что сейчас город не может предложить ту идею, которая бы привлекала зрителей. Зайдите в Мраморный дворец – туда приходит свой зритель только на открытие выставок. И так везде. К современному искусству Петербург не привык. Елена Добрякова:– Я не раз бывала на «Арт-Москве». Выставочный зал на Крымском Валу кипит проектами, там столько замечательных работ – и большая часть принадлежит петербургским художникам, которых дома не сильно-то и жалуют. Антон Губанков:– Для меня этот круглый стол очень полезен. Я в сегодняшнем разговоре услышал здоровую полемику – она была корректная и петербургская, и это подтверждает, что все-таки мы живем в особом городе. Я очень надеюсь, что на страницах «Невского времени» дискуссия на тему культуры будет продолжена. Приглашайте на ваши круглые столы. Можете ругать нас – мы согласны, лишь бы было какое-то поступательное движение. К сожалению, не для всех очевидно, что российские общественные беды – от недостатка воспитания, от недостатка культуры. Надо чаще вести живые дискуссии на эти темы, поддерживать линию на безусловный приоритет культуры в развитии города, и тогда ни у кого не возникнет сомнений в определении Петербурга. Нужно оправдывать статус культурной столицы.