Донести классическую музыку до каждой избы
Европейское Рождество не за горами: через пару дней разразится праздник, к которому Питер, город европейских традиций, вполне адаптировал подъемы и спады культурной жизни
Европейское Рождество не за горами: через пару дней разразится праздник, к которому Питер, город европейских традиций, вполне адаптировал подъемы и спады культурной жизни. Течение концертно-оперного сезона к концу декабря лихорадочно убыстряется: продолжается фестиваль «Площадь Искусств» в Филармонии, грядет премьера «Троянцев» в Мариинском театре. Что примечательно: торжественное закрытие фестиваля и презентация новой постановки оперы Берлиоза состоятся в один вечер, 25 декабря. Любители экстремальных оперных развлечений смогут пощекотать нервы на глобальном шоу на темы «звездных войн». Ну а меломаны, придерживающиеся более консервативной ориентации, – посетить под занавес года концерт Российского национального оркестра – за пульт встанет Михаил Плетнев.В этом году десятый, юбилейный фестиваль «Площадь Искусств» развернул впечатляющую панораму достижений отечественного оркестрового искусства, получился настоящий «парад оркестров». За 11 дней в БЗФ сыграли (и еще сыграют) семь коллективов: три – московских, три – питерских. (Один из них – оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, не выступавший в Большом зале лет десять.) А седьмой – это Уральский филармонический оркестр, возглавляемый дирижером-интеллектуалом Дмитрием Лиссом.На этом концерте стоит, пожалуй, сконцентрировать внимание. И не только потому, что во Втором фортепианном концерте Чайковского, исполненном без купюр, с полновесными развернутыми соло скрипки и виолончели, блестяще отыграл свое соло пианист Борис Березовский. И не потому, что уральцы с первых же нот поразили красивым оркестровым звуком – плотным, масштабным, благородным. Но потому, что приезд их был окружен чередой любопытнейших событий, развернувшихся до и после концерта. До концерта был проведен брифинг, на котором руководитель Свердловской филармонии Александр Колотурский представил очень выразительную статистику: сухие цифры и факты, ничего больше. Но эти цифры и факты поразили людей понимающих в самое сердце. Дело в том, что Свердловская филармония считается одной из самых передовых в стране: по технологиям, по организации концертного дела, по менеджменту, по умению работать со спонсорами. Именно там впервые в стране была внедрена система онлайновых трансляций в восемь залов – филиалов в городах и поселках Свердловской области, работающих в режиме Большого концертного зала в Екатеринбурге. Причем, по утверждению директора, трансляция ведется с семи профессиональных камер, с очень высоким разрешением и качественным звуком, в формате HDTV 720p/1080i. Конечно, мне, да и многим из нас, эти обозначения ничего не скажут – остается поверить Александру Колотурскому на слово. Но только представьте себе: где-то в заснеженном уральском поселке с населением в 20–30 тысяч человек в клубе или в актовом зале школы собираются слушатели. Ровно в семь вечера, одновременно с началом концерта в Екатеринбурге, начинается его трансляция на большом экране: полное ощущение присутствия, сопричастности происходящему далеко, в большом городе культурному действию гарантируется. Это же настоящее воплощение полузабытого лозунга «Культуру – в массы!». Причем с применением новейших технологий аудитория концерта расширяется в десятки раз. Нововведение, получившее название «Виртуальный концертный зал», – лишь один из пунктов обширной просветительской работы со слушателями, которая ведется по всем направлениям. Здесь и компьютерная программа продаж, и электронная рассылка информации о филармонических событиях по клиентской базе, насчитывающей около 25 000 адресов. И продажа билетов по интернету – тут опять Свердловская филармония выступила пионером, компьютеризировав кассу с 1995 года. А еще – регулярные беседы и встречи со слушателями, серии общедоступных концертов, выступления в школах и даже детских садах. В общей сложности в сезон Свердловская филармония проводит около 300 концертов в главном концертном зале и еще около 1300 – на выезде.Словом, в далеком Екатеринбурге филармонический процесс организован по западным, точнее, американизированным стандартам: в конце 1980-х Колотурский побывал в США и многое перенял у тамошнего менеджмента. И успешно применил апробированные западные методики на нашей, отечественной почве. В июне директор Свердловской филармонии и главный дирижер Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс были отмечены Госпремией – одной на двоих. С формулировкой «За выдающийся вклад в развитие филармонической жизни России». Это тоже было впервые: Госпремию за рачительное управление в сфере искусства до сего времени еще никому не давали. Впрочем, если прикинуть, как неловок, малопрофессионален, беспомощен и безынициативен бывает порой наш арт-менеджмент, как хромает на обе ноги организация концертного дела, притом что хорошими музыкантами наша земля отнюдь не оскудела, становится ясно: премии присудили правильно. И очень своевременно: давно пора осознать, что сегодня без правильного, умного арт-менеджмента классическая музыка обречена на жалкую участь аутсайдера в сфере общественных интересов.