«Полосатый рейс» и не только
В преддверии года Тигра «НВ» вспоминает картины, в которых известные актеры снимались в одном кадре с «усатыми-полосатыми»
В преддверии года Тигра «НВ» вспоминает картины, в которых известные актеры снимались в одном кадре с «усатыми-полосатыми».Фильмов, в которых дикие животные снимались наравне с актерами, в советском кинематографе было немало. Руководство страны, зная, что в ней есть прекрасные дрессировщики и дивной красоты животные, поощряло создание картин, наглядно иллюстрирующих смелость советского человека, способного укротить опасного зверя. Однако находиться бок о бок с братьями нашими меньшими (а де-факто большими) приходилось зачастую не только профессиональным дрессировщикам, но и обыкновенным актерам кино и театра. И, понятно, без казусов не обходилось.Наверное, первое, что вспомнят зрители, когда мы заговорим о тиграх в кино, будет «группа в полосатых купальниках». В «ленфильмовской» картине «Полосатый рейс» снимался десяток тигров. Дело было в Одессе.– Посадили меня в клетку, выпустили тигров, – вспоминал народный артист СССР Евгений Леонов. – Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются – комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?» «Они к нему принюхиваются», – говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет, чтобы я взял вилку и поколол поросенка, а то тигры на него не реагируют. Что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще больше свирепеют. А поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросенок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой». Дрессировщик выстрелил в воздух, но тигрица Кальма от всего этого визга и грохота бросилась в море... Целый час ее спасали, и спасли, конечно...Слава фильма прогремела на всю страну. Причем картина начала собирать зрителя еще до своего выхода на экраны: съемки ставшей впоследствии знаменитой сцены с плывущими хищниками вызвали ажиотаж на черноморском курорте.– Снимать решили рано утром, когда на взморье еще нет отдыхающих, – рассказывал потом народный артист СССР Иван Дмитриев, игравший в фильме старпома. – Небольшой заливчик отгородили забором четырехметровой высоты, надставили его оградой, далеко заходившей в море, чтобы у тигров был только один путь – на пляж. Охранная комиссия побеспокоилась и о возможных зрителях: это ж Одесса, Аркадия, там дома отдыха да санатории бок о бок, – вызвала пять нарядов милиции. И в самом деле, народу собралось тысяч пятнадцать. Первой приплыла Лойда, самая талантливая наша актриса. После морского купания она, вероятно, почувствовала бодрость и силу. Для разминки сделала два-три кошачьих прыжка по пляжу, разбежалась и прыгнула вперед и вверх. Лойда передними лапами зацепилась за край забора. Долго пыталась подтянуться – как обессилевший человек на турнике, и... перемахнула через барьер. Многочисленных зрителей словно ветром сдуло, во главе с доблестной милицией. Тигрица ушла в город, Маргарита бросилась ее догонять. Догнала, но не сразу. Лойда бесшумно вошла в кочегарку при лодочной станции, кажется. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Женщина пышная, как многие одесситки, она допивала кофе, когда неожиданно рядом с собой увидела тигриную морду. И в мгновение ока выскочила в форточку! Курьез заключался в том, что габариты дамы по крайней мере в два раза превосходили «пропускную способность» форточки. Она сама после форточку измеряла и при этом удивлялась: «Да как же это я так?!! Боже ты мой!» Муж подтрунивал. «Ты, – говорил, – рыбкой, рыбкой нырнула». – «А сам-то!» «Сам» с тарелкой недоеденного украинского борща, как был – в одних носках! – вскочил на горячий котел и, приплясывая, кричал: «Караул! Караул!..»Впрочем, во время съемок этого фильма, как говорится, «ни одного актера не пострадало». Животных Маргариты Назаровой не дразнили, и они вели себя миролюбиво. Труднее пришлось исполнительнице главной роли в картине «Укротительница тигров» Людмиле Касаткиной.– Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх, – вспоминает народная артистка СССР. – И вдруг режиссер заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. «Наступайте, бейте!» – командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. «Бейте еще!» Тигр рычит, поднимается на задние лапы. «Ближе! Ближе!» Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. «Падайте!» – кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. «Ну где же шамберьер?!» – кричу ему. Он: «Что ты волнуешься? Пошли!» Как выходила из клетки, не помню. В другой раз было еще страшнее. Так как к четырем тиграм дрессировщик допустить меня не мог, сделали стекло в вольере. Когда тигрица Рада стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. И в этот миг странная мысль и совсем неуместная посетила меня. «Надо же, – подумала я, – одна баба трех мужиков гоняет». И как только я об этом подумала, разъяренная Рада разбила стекло и влетела в мой вольер. Эдер заорал: «Вода!» Но никакой воды не было. И тогда Эдер сорвал замок и буквально вырвал меня из вольера...В общем, кто-то из актеров старался тигров избегать от греха подальше, кому-то это не удавалось, и он с ними не ладил… Но находились и актеры, которым нравилось работать с «полосатыми» коллегами.– В картине есть кадр: тигрица вылизывает мне голову, а я сижу и играю на губной гармошке, – вспоминает актер Гелий Сысоев свою роль в фильме «Сегодня – новый аттракцион!». – Не могу рассказать, как трюк был выполнен, но после команды «Стоп!» мне оказалось сложно от нее уйти. А однажды она меня прихватила зубами за шею! Неподалеку сидела монтажница, с ней стало плохо. А дядя Костя говорит: «Спокойно! Только не выдирайся! Спокойно! Чеши!» И тигрица отпустила.Пережив столько страха от необычного «соседства», переборов себя, к концу съемок актер понял, что успел к тиграм привыкнуть, как к хорошим друзьям.– Мы настолько сроднились, что когда я пришел провожать «моих» тигров (их отгружали в калининградский зоопарк), тигрица плакала, – вспоминает он. – Плакала! Я долго в обнимку с ней сидел. И я никогда не забуду их. Так человек, прошедший войну, не может забыть своего боевого товарища.Такими разными могут быть тигры. Такой разной может быть жизнь и работа с ними. Но как в кино – все зависит от актера, так и в жизни: будет ли все складываться в год Тигра у вас, будет ли дикий зверь агрессивен или, наоборот, покладист – в ваших руках. Главное – не бояться и самому быть чутче и добрее!